Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Откуда вы, Махмуд Ахмадинежад?

Откуда вы, Махмуд Ахмадинежад?

Иранский историк Хусейн Ахмади привез в Москву сенсацию
Андрей Львов
22.09.2009
Откуда вы, Махмуд Ахмадинежад?

Мировой общественности предложена совершенно новая версия происхождения президента Ирана, которая предполагает осмысление его личности и клановых связей совсем в ином ключе. Дело в том, что профессор Ахмади занимается изучением небольшого ираноязычного народа талышей, разделенного ирано-азербайджанской границей. Очевидно, желая привлечь внимание прессы к этой, в общем-то, малорезонансной для российской публики теме, организаторы пресс-конференции историка включили в свой анонс упоминание о том, что, по мнению неких СМИ, нынешний президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад принадлежит к этому этническому меньшинству.

В среде специалистов по Ирану известно, что глава этого государства по национальности азербайджанец. Представители данного народа составляют значительную часть иранского населения. Азербайджанцем также является и духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи, причем многие объясняют близость между Хаменеи и Ахмадинежадом их общим этническим происхождением. А во время последних волнений в Тегеране представители оппозиции и вовсе утверждали, что президент, отрицающий Холокост – еврей...

В своем выступлении в Москве Хусейн Ахмади еще больше заинтриговал присутствующих, упомянув в числе видных представителей талышского народа некоего «бывшего губернатора Тегерана». Известно, что до своего избрания на пост президента в 2005 году Ахмадинежад занимал пост мэра иранской столицы. Тогда ваш корреспондент попросил слова и задал историку прямой вопрос, считает ли он президента страны талышом. На что последовал категоричный ответ: нет, Ахмадинежад не представитель этого малого народа.

«Президент родился в провинции Семнан в центральном Иране, где проживают этнические персы. Он – перс!» - решительно заявил Хусейн Ахмади.

В конце концов, на Ближнем и Среднем Востоке считается вполне обычным, когда политический деятель, занимая значительную государственную должность, вносит коррективы в свою биографию, становясь представителем титульной национальности или религиозной группы. Так, президенты Сирии из семейства Асадов, несмотря на принадлежность к религиозному меньшинству - алавитам, официально считаются мусульманами-суннитами.

Отвечая на вопросы журналистов, Хусейн Ахмади говорил о том, что малые народы часто становятся разменной монетой в спорах больших держав. Талыши здесь не исключение. Как уже было сказано, данный этнос расселен на юге Азербайджана и на северо-западе Ирана, поэтому и стал предметом соперничества в политике этих государств. Корни ситуации - в истории, причем в истории войн между Российской Империей и Ираном, когда в 1828 году часть области исторического расселения талышей была передана России. Профессор Ахмади описывает перипетии раздела талышских земель в своем исследовании «Талыши. От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826-1828 годы», изданной в этом году на русском языке.

Территориальные разделы Прикаспия XVIII-XIX веков в дальнейшем стали камнем преткновения между Россией (а затем и СССР) и Ираном. Тюркоязычные азербайджанцы, проживающие на северо-западе Ирана, были де-факто дестабилизирующим фактором для этой страны, тяготея к соплеменникам сначала Российской Империи, затем АЗССР, и, наконец, современной Республике Азербайджан, а также Турции и остальному тюркскому миру. С другой стороны, к талышам, культурно близким персам, с подозрением относилось тюркоязычное большинство в Азербайджане, считая их «агентами влияния» Ирана. И в этом, как говорится в книге профессора Ахмади, их поддерживали российские власти.

«Русские колониальные власти приступили к масштабному разрушению талышских исторических памятников, особенно мечетей… Одновременно с этим русские солдаты, не доверяя мусульманам, силой врывались в их дома, особенно религиозных деятелей, подвергая их насмешкам и оскорблениям… Российские власти широко эксплуатировали природные ресурсы Талыша. Вырубка леса и отправка его в Ширван и Россию, захват пчеловодства, взимание непомерных пошлин и неоплаченный труд на государственных работах – вот далеко не полный перечень притеснений местного населения со стороны колониальных властей» - так завершается труд иранского историка.

Кажется, познакомив российских читателей с таким взглядом на историю российско-иранских взаимоотношений, автору трудно будет добиться улучшения взаимопонимания между нашими народами.

А ведь на пресс-конференции он особо посетовал, что наши народы «не имеют приемлемого уровня взаимопонимания». По мнению профессора Ахмади, этому мешает плохое знание языков друг друга. Однако оказывается, что подчас перевод скорее способен увеличить взаимное недопонимание.

Наследниками исторических недоразумений между Россией и Ираном становятся и новые государства, возникшие после распада СССР. Так, особенности политических систем Республики Азербайджан и Исламской Республики Иран отразились и на талышском вопросе. В Азербайджане, взявшем курс на светское национальное государство по примеру Турции, нетитульные этносы испытывают ограничения в развитии своих культур. Так, во всяком случае, видится представителям талышской общины этого государства. Азербайджанцы видят в талышах этническое меньшинство, тяготеющее к Ирану.

В Иране же, объединенном политизированным исламом, национальные меньшинства могут развиваться более свободно в рамках существующей политической системы. В этом Иран близок Советскому Союзу, объединившему разные народы единой государственной идеологией. В этой стране талышское меньшинство насчитывает примерно полмиллиона, в то время как число их соплеменников в Азербайджане трудно определить: статистика обслуживает интересы госидеологии, ориентированной на формирование единой азербайджанской нации.

Поэтому, по словам Хусейна Ахмади, иранское правительство рассчитывает в урегулировании талышского вопроса скорее на Россию, негласно считая нашу страну ответственной за геополитические преобразования на Среднем Востоке в результате военных кампаний Российской империи и СССР.

Кроме того, в России есть представительная талышская диаспора, имеющая как экономический, так и национально-религиозный вес, особенно в таком многонациональном городе как Москва. «Талышская карта», возможно, еще будет разыграна в отношениях Ирана, России, Азербайджана, Армении (учитывая проблему Нагорного Карабаха) и Турции.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.