Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
НПО как группы политического давления

НПО как группы политического давления

Доклад профессора Оуэна
Джон Локленд
14.05.2009
НПО как группы политического давления

Институт демократии и сотрудничества (Париж) имел честь принять у себя профессора Бернарда Оуэна из Университета Париж-II, который выступил с лекцией о роли государственных и негосударственных организаций в процессе, известном как «демократизация».

Бернард Оуэн – один из самых опытных в мире наблюдателей за ходом выборов в разных странах, за последние десять лет побывавший руководителем или членом различных наблюдательных миссий, в том числе и от Совета Европы. Сегодня он руководит Центром сравнительного изучения выборов. Это единственное научное учреждение во Франции, где преподаются подобные дисциплины.  

Профессор Оуэн уже давно критикует негосударственные организации за роль, которую они играют в ходе избирательных кампаний. Он также скептически настроен по отношению к правовым пределам, в которых данным организациям разрешено действовать. В своем докладе он обратился именно к этим темам.  

Вначале профессор Оуэн обратил внимание аудитории на ключевые решения, принятые на Конференции по человеческому измерению СБСЕ в июне 1990 г. в Копенгагене. По его мнению, важность некоторых из них, возможно, была в то время недооценена, что в дальнейшем привело к возникновению серьезных проблем. В частности, статья 10.3 Документа Копенгагенского совещания предписывает странам-участницам (наряду с перечислением многочисленных общеизвестных прав и свобод) предоставлять отдельным лицам право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы. Государства также должны разрешать членам таких групп и организаций иметь беспрепятственный доступ к информации и поддерживать связь с подобными органами в своих странах и за их пределами и с международными организациями, обмениваться мнениями, поддерживать контакты и сотрудничать с ними, испрашивать, получать и использовать с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод добровольные финансовые взносы из национальных и международных источников, как это предусматривается законом.  

Спустя несколько месяцев после Копенгагенского совещания, на конференции, проходившей в ноябре 1990 г. в Париже, было создано Бюро демократических институтов и прав человека со штаб-квартирой в Варшаве, являющееся сегодня одним из важнейших органов наблюдения за выборами в Европе.  

Однако Документ Копенгагенского совещания также отражает точку зрения, которой придерживался Совет Европы, подписывая Европейскую конвенцию о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций в 1986 г., предписывающую признавать за иностранными НПО те же права, что и за национальными организациями.  

Как показал Оуэн, именно это создало правовую основу для деятельности организаций, которые правильнее было бы назвать группами политического давления, нежели независимыми НПО.

Профессор отдельно остановился на роли Джин Шарп, знаменитого автора книги "Политика ненасильственных действий", в которой перечислены 198 способов направить мирные действия на службу политическим целям. Оуэн полагает, что работа Шарп вдохновила многих из тех, кто впоследствии успешно осуществлял операции по смене режимов в странах Восточной Европы и на территории бывшего СССР, в частности такие группировки, как «Отпор» в 2000 г. в Сербии, «Кмара» в 2003 г. в Грузии или «Пора» в 2004 г. на Украине.  

Затем Оуэн перешел к обсуждению источников финансирования подобных организаций и правозащитных НПО. Как известно, Национальный фонд в поддержку демократии правительства США, также как и Агентство международного развития , предоставляет гранты неправительственным организациям, вовлеченным в процесс выборов и занимающимся правозащитной деятельностью. Серьезное значение имеет и сеть организаций, финансируемых Институтом открытого общества Джорджа Сороса. Многие из спонсируемых этими источниками структур вовсе не являются нейтральными органами, а осуществляют политическое давление. Следовательно, убежден Оуэн, они должны считаться (и должны сами считать себя) политическими партиями, а не благотворительными фондами.  

По словам Оуэна, было бы правильно привести тексты серьезных международных деклараций в соответствие с поведением подобных организаций. Гораздо более важным для международного сообщества является оказание поддержки и поощрение развития политических партий, а не неправительственных организаций.

Ведь именно партии, а не финансируемые из-за рубежа и самостоятельно не принимающие участия в выборах НПО, являются и должны являться движущей силой изменений политического строя.

По окончании доклада Оуэна, живая дискуссия по этому вопросу продолжалась еще около полутора часов. Руководитель Института демократии и сотрудничества (Париж) Наталия Нарочницкая отметила, что многие темы, затронутые Оуэном, рассматривались и авторами, принимавшими участие в написании книги «Оранжевые сети», изданной институтом и Фондом исторической перспективы в 2008 г. на русском языке.  

Зал, где проходило мероприятие, был полон. Среди присутствовавших находились сотрудники Министерства иностранных дел Франции (из отдела по работе с Россией, а также из Департамента сотрудничества), чиновник канцелярии премьер-министра Франции, сотрудник Генерального секретариата по делам Европы (органа, предоставляющего информацию о важнейших вопросах европейской политики напрямую премьер-министру Франции), а также множество журналистов, студентов и представителей различных профессиональных и политических организаций.  

Перевод Дарьи Ванчковой 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.