Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 октября 2024
Новый миропорядок по Бжезинскому

Новый миропорядок по Бжезинскому

Что предлагает России классик американской геополитики
Александр Шустов
20.01.2017
Новый миропорядок по Бжезинскому

Предстоящая сегодня, 20 января, инаугурация Дональда Трампа – хороший повод для того, чтобы понять, какой видят конфигурацию «нового мирового порядка» ведущие американские специалисты в сфере геополитики. Одним из наиболее известных среди них, конечно, является Збигнев Бжезинский, всегда «неравнодушно» относившийся к России и не скрывавший антисоветских, а посла распада СССР – антироссийских взглядов.        

Свое видение новой геополитической ситуации в мире З. Бжезинский изложил в публикации «Как решить проблему стратегической нестабильности в эру турбулетности», опубликованной 3 января в издании «Huffington Post». Материал представляет собой адаптированный для печати вариант его выступления на вручении Нобелевской премии мира в декабре 2016 г. в Осло. В этой речи З. Бжезинский в концентрированном виде дал оценку новой конфигурация мировых сил с учетом произошедших за последние годы изменений. Надо сказать, что идеи, заметно отличающиеся по смыслу от самой знаменитой его работы – «Великой шахматной доски» – высказывались классиком американской геополитики и ранее. Но изменений, произошедших после Евромайдана, присоединения Крыма к России, событий в Донбассе, в Сирии и острой конфронтации РФ с Западном они не учитывали.

Главное, что бросается в глаза – констатация кардинального изменения ситуации в мировой политике. По состоянию на конец 2016 г. З. Бжезинский фиксирует наличие трех мировых центров силы – США, России и Китая, между которыми существуют сложные отношения. «К концу последнего десятилетия ХХ и в начале XXI века изменилась конфигурация мировой силы и власти, – отмечает, он, – Америка и Россия остались принципиальными соперниками, но Китай, имея на вооружении более скромный собственный ядерный арсенал, становился все более грозной силой на Дальнем Востоке». При этом отношения США с РФ и КНР заметно отличаются, причем отнюдь не в нашу пользу. «Хотя американо-китайские отношения не вылились во всеобъемлющий союз, одной из их определяющих особенностей стало избирательное и иногда тайное сотрудничество между двумя странами», – утверждает Бжезинский. Россия же, напротив, рассматривается им как главный соперник США.

К слову, такого же мнения об отношениях с США придерживаются, похоже, и в Пекине. В недавно опубликованном Госсоветом КНР концептуальном документе «Политика Китая в отношении стратегического сотрудничества в Азиатско –Тихоокеанском регионе», как отмечает «Коммерсант», на первое место по значимости для Китая поставлены отношения с США, которые, «оставались стабильными с 2015 года и даже в определенной степени развивались».

Россия, названная «крупнейшим соседом, стратегическим партнером и дипломатическим приоритетом», поставлена по значимости для КНР лишь на второе место. Заявлениям о беспрецедентном уровне российско-китайских отношений такая классификация не очень-то соответствует.

Но в плане экономики она объективна – большая часть китайского экспорта поставляется именно на американский рынок, и по своей значимости торгово-экономические отношения с США для Китая намного важнее, чем с РФ.

Применительно к России констатация З. Бжезинским новой расстановки сил в мире примечательна тем, что из второразрядной страны она в его теоретических построениях за два неполных десятилетия сделала скачок к державе мирового уровня, если не равной, то сопоставимой с США. Стоит напомнить, что в «Великой шахматной доске», изданной в 1997 г., РФ именовалось не иначе как «черной дырой», которая ни на какие равноправные отношения с США претендовать не могла. «Россия была слишком отсталой и слишком уж опустошенной в результате коммунистического правления, чтобы представлять собой жизнеспособного демократического партнера Соединенных Штатов, – утверждал Бжезинский, – и эту основную реальность не могла затушевать высокопарная риторика о партнерстве». Главными препятствиями для полноценной интеграции в «западный мир» на правах подчиненного США государства Бжезинский считал тогда незавершенность «демократических» реформ внутри России, упорно не желающей порвать со своим советским прошлым, а также претензии Москвы на зону влияния в «ближнем зарубежье», в которых США усматривали опасность будущего возрождения евразийской континентальной империи.

Но уже к началу «десятых» годов взгляды Бжезинского на место России в мире заметно меняются.

В книге «Стратегический взгляд: Америка и кризис глобальной власти» (2012 г.) РФ уже не является «черной дырой», превратившись для США в желательного партнера, правда, на все тех же правах одного из участников возглавляемой ими евро-атлантической системы. Военные авантюры в Афганистане и Ираке, а также обострение внутренних экономических, социальных и этнорасовых проблем привели к тому, что претендовать на статус единственной глобальной сверхдержавы, как это было в 1990-е гг., США уже не могли. И для сохранения их ведущих позиций З. Бжезинский предложил выстроить партнерские отношения с Россией и Турцией. «Сплоченный расширенный Запад, простирающийся от Северной Америки через Европу до Евразии, захватывающий Россию и Турцию, подберется в географическом плане к самым границам Японии — первой азиатской страны, успешно внедрившей демократию, — и Южной Кореи, — писал он. — Этот расширенный охват позволит донести в привлекательном свете основополагающие западные принципы до других культур, тем самым способствуя постепенному формированию в ближайшие десятилетия различных вариаций на тему универсальной политической демократии».

В новой концепции З. Бжезинского, изложенной им в Осло, речи о Турции уже не идет, что, учитывая события последнего года, вполне понятно. После попытки гюленистского военного переворота в июле прошлого года отношения между Вашингтоном и Анкарой безнадежно испорчены. В декабре европейские СМИ стали выражать тревогу по поводу того, что усиление сотрудничества между Россией и Турцией может привести к ее выходу из НАТО. Похоже, что турецкие власти начинают предпринимать в этом направлении и практические шаги. 5 января этого года Reuters сообщило, что турецкие власти поставили под вопрос дальнейшее присутствие сил возглавляемой США коалиции на турецкой военной базе Инджирлик. «Их присутствие (Инджирлик) вызывает вопросы со стороны нашего народа, – заявил вице-премьер Турции Вейси Кайнаки, – этот вопрос стоит на повестке дня правительства». Вдобавок Анкара почти полностью рассталась с иллюзиями по поводу вступления в ЕС, что позволило бы «привязать» ее к евро-атлантической системе. Поэтому опорой политики США на Ближнем Востоке Турция служить более не может.

Поскольку Штаты сегодня находятся далеко в не лучшей форме и претендовать на роль единственного гегемона уже не могут, то, по мнению Бжезинского, «чтобы избежать глобального столкновения, США, Китаю и России необходимо соблюдать меры предосторожности и стремиться к сотрудничеству». Для убеждения в этом России, которая почему-то активно сотрудничает с Китаем, а не с США (на американских условиях), Бжезинский прибегает к ряду нехитрых уловок. Их цель – показать, что положение России крайне уязвимое, а Китай является для нее скорее угрозой, чем долгосрочным союзником. «Для России ситуация в регионе стала особенно трудной. Нерусские республики, некогда входившие в состав Советского Союза, сегодня открыто утверждаются в своей национальной независимости и отказываются от участия в каких-либо структурах, напоминающих распавшийся СССР», – утверждает он, «не замечая» создания Евразийского экономического союза. Такая позиция отнюдь не случайна

Для США любое наднациональное образование на территории бывшего СССР крайне нежелательно. Не замечая ЕАЭС, Бжезинский подчеркивает тот факт, что для Америки его не существует.

В отношениях России и КНР он всячески стремится найти и подчеркнуть противоречия, которые должны поставить под сомнение и расшатать их союз, заставив РФ пойти на сотрудничество с США. «… Стратегическое проникновение Китая в Центральную Азию с целью получения прямого торгового доступа к Европе уже приводит к существенному ослаблению экономического господства России в восточной части бывшего Советского Союза, – пишет он. – Честолюбивая китайская инициатива «Один пояс – один путь» поставила Москву в неловкое положение, и теперь она старается притормозить и замедлить запланированное выстраивание Китаем торговых путей до самой Европы». На деле же выстраивание трансконтинентальных торговых путей Россией только приветствуется, поскольку экономическая выгода тут очевидна. 3 января, например, Би-Би-Си сообщило, что из Китая в Британию отправился первый поезд с одеждой, сумками и другими потребительскими товарами. За 18 дней он должен преодолеть расстояние в 12 тыс. километров и пересечь территорию Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии, Бельгии и Франции.

Потенциально Евразийский экономический союз, предусматривающий создание общего рынка с внешними таможенными границами, и китайская инициатива «Один пояс – один путь» по выстраиванию торгово-экономических отношений с соседними республиками Средней Азии могут стать соперничающими проектами. Сказывается и то, что экономически Китай сегодня намного сильнее России. Но опасность конфронтации хорошо осознают в Москве и Пекине. Для предотвращения возможных конфликтов лидеры РФ и КНР в мае 2015 г. заявили о планах сотрудничества по сопряжению проектов ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», которое предусматривает развитие торговли, логистики, транспортных перевозок, промышленности, взаимных инвестиций, банковской сферы и т.п.

Несмотря на то, что экономическая экспансия Китая в Средней Азии насчитывает уже полтора десятилетия, открытых столкновений с Россией на этой почве у него нет, что утверждениям Бжезинского о наличии между ними конфликта явно не соответствует.

Еще один узел российско-китайских противоречий по версии Бжезинского – демографические проблемы РФ и малонаселенность Дальнего Востока, граничащего с многолюдными китайскими провинциями. «Население Амурской области в России – 830 тысяч человек. Во всем огромном по площади Дальневосточном регионе России проживает всего 6 миллионов человек, – пишет он. – По другую сторону реки Амур, которая служит естественной границей между Россией и Китаем, находится китайская провинция Хэйлунцзян с населением 40 миллионов человек. Этот контраст может спровоцировать геополитическое напряжение между Китаем и Россией в не слишком отдаленном будущем».

Разница демографических потенциалов между Россией и Китаем на Дальнем Востоке действительно существует. Но при должном контроле границ и взвешенной миграционной политике особой опасности китайская миграция не представляет, поскольку размеры ее невелики.

Абсолютное большинство трудовых мигрантов в России сегодня составляют жители государств СНГ и, прежде всего, Средней Азии и Украины, которым, в отличие от китайцев, получать визы для въезда в РФ не нужно.

Показательно, что в материале, за помощь в подготовке которого автор благодарит Коринн Фиш и Пола Вассермана из Центра стратегических и мировых исследований, есть грубые фактические ошибки.

По словам Бжезинского, среди китайской военной элиты крепнет надежда, что «Китай, в конце концов, отвоюет огромные просторы Восточной Сибири, которые царская Россия захватила силой в середине XIX века». Здесь явно перепутаны история с географией. Восточную Сибирь, как и большую часть Дальнего Востока, Россия присоединила еще 300 c лишним лет назад – в XVII веке. А в середине XIX века к Российской империи по соглашению с Китаем были присоединены территории Приморья и Приамурья. Явные проблемы с географией есть и в словах о «пустующих просторах северо-восточной Азии (которые были присоединены к царской империи в середине 1850-х гг.)». Здесь, скорее всего, опять-таки имеются в виду Приморье и Приамурье, но расположены они на самом юге российского Дальнего Востока и к северо-восточной Азии отнести их довольно трудно.

Причины, по которым З. Бжезинский всячески старается внести раскол в отношения России и Китая, становятся очевидными из замечания о том, что «Соединенные Штаты должны помнить о серьезной опасности заключения стратегического альянса между Китаем и Россией, к которому их может отчасти подтолкнуть внутренняя политическая и идеологическая инерция, а отчасти непродуманная внешняя политика США». О том, что существование советско-китайского социалистического блока в 1950-е – начале 1960-х гг., охватывавшего большую часть континента, является геостратегическим кошмаром для Америки, Бжезинской неоднократно писал в «Великой шахматной доске». США в этом случае оставался лишь контроль над крайними точками континента – Западной Европой и Японией, что угрожало их военным и экономическим позициям в Евразии. При этом сама Европа в качестве субъекта мировой политики в новой концепции Бжезинского не рассматривается, зато утверждается, что США должны защищать ее от России.

Судя по первым действиям Дональда Трампа в сфере внешней политики, идеи З. Бжезинского, с энтузиазмом поддержавшего в свое время Б. Обаму, вряд ли окажутся востребованными.

Новый президент США и его окружение скорее склонны полагаться на Г. Киссинджера, выступающего за более взвешенный подход к России.

Тем не менее, влияние З. Бжезинского на теоретическую и практическую геополитику США за последние 40 лет было очень значительным. Его идеи о том, что Россия не может возродиться без Украины в качестве евразийской империи, отчетливо прослеживаются за Евромайданом и украинским кризисом, стоившим десятки тысяч жизней. Поэтому к рекомендациям З. Бжезинского следует относиться очень внимательно.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.