Македония под катком албанизма
Хотя политический кризис в Македонии длится уже два года, после декабрьских (2016) парламентских выборов он вошёл в стадию, когда запахло гражданской войной, а в перспективе – распадом страны.
Со времени выхода республики из состава СФРЮ в Македонии фактически действует двухпартийная система. Власть оспаривают Внутримакедонская революционная организация – Демократическая партия македонского единства (ВМРО-ДПМНЕ), с одной стороны, и Социал-демократический союз Македонии (СДСМ) - с другой. Разница между двумя партиями сводится в основном к разнице между двумя кланами: СДСМ является правопреемником Союза коммунистов Македонии и состоит преимущественно из людей, связанных некогда с правящим классом социалистической Югославии, а ВМРО-ДПМНЕ, наоборот, возникла в своё время как альянс нескольких антикоммунистических партий и движений. Искать существенные различия в программах этих двух партий сегодня – занятие неблагодарное, различий практически нет.
Накал борьбы в Македонии объясняется не политическими разногласиями, а несменяемостью режима: с 2006 года страной правят представители ВМРО-ДПМНЕ - премьер Никола Груевский и президент Георге Иванов.
Попытки СДСМ во главе с Зораном Заевым прорваться во власть раз за разом оканчивались провалом, шла ли речь о выборах или об инспирированных СДСМ волнениях 2015 года, которые Груевскому удалось подавить. В такой ситуации Заев вступил в коалицию с партиями этнических албанцев и этим открыл ящик Пандоры.
В 2001 году Македония уже была на грани распада, когда албанские сепаратисты (Армия национального освобождения, УЧК) вывели из-под контроля властей несколько однородных по населению албанских районов на севере и северо-западе и держали в постоянном страхе жителей центра страны. Тогда потребовалось вмешательство НАТО, поскольку справиться с сепаратистами самостоятельно македонское правительство не могло. Итогом стало подписание так называемого Охридского соглашения, которое гарантировало албанцам культурную автономию, но при этом декларировало целостность Македонии. Соглашением остались недовольны как албанцы, так и собственно македонцы (православные славяне), однако присутствие в республике натовских военных баз до какого-то момента сдерживало активные проявления недовольства.
Расширительное толкование Охридских соглашений привело к тому, что сегодня в Республике Македонии символику Албании встретишь так же часто, как официальную государственную символику. Албанский флаг присутствует повсюду, а многие активисты УЧК остепенились и даже вошли в правительство, как, например, Талат Джафери, занявший в одном из кабинетов Груевского пост министра обороны. Вообще, Груевский всегда благоволил к албанцам; поддержал объявление независимости Косова, многократно встречался с лидером косовских албанцев Хашимом Тачи.
Короче говоря, чтобы привлечь на свою сторону партии этнических албанцев, амбициозному аутсайдеру Заеву надо было пообещать им больше, чем они имеют при правлении ВМРО, а именно фактическую федерализацию Македонии, пересмотр конституции, превращение страны в объединение двух «энтитетов» (албанского и македонского) с чисто номинальными полномочиями общегосударственного «центра». В 2016 году Заеву удалось убедить в перспективности такого альянса руководство трёх из четырёх крупных албанских партий, в частности ДУИ (Демократический союз за интеграцию), созданный бывшим предводителем УЧК Али Ахмети. Несмотря на то, что на парламентских выборах 2016 г. формально победил Груевский, большинством голосов в парламенте (62 из 120) обладают Заев и его албанские союзники. Пользуясь этим, 27 апреля 2017 г. сторонники Заева и албанских партий захватили здание парламента и «избрали» спикером упомянутого выше Талата Джафери, представителя ДУИ. Слово «избрали» беру в кавычки, ибо ни действующего спикера, ни депутатов от ВМРО во время голосования в парламенте не было.
Ответом на самовольный захват албанцами и их союзниками из СДСМ парламента стали события 2 мая, когда толпа футбольных болельщиков в балаклавах прорвалась в парламент, избила Заева и нескольких депутатов-албанцев, а потом несколько часов удерживала здание, «выкрикивая националистические лозунги». В такой ситуации Зоран Заев не нашел ничего лучшего, как объявить виновными в нападении на парламент власти соседней Сербии. По его словам, среди националистов, захвативших парламент, было немало сербских «гастролёров», а вся акция вдохновлялась сербскими спецслужбами. Естественно, Белград это опроверг, хотя симпатии Александра Вучича, и это ни для кого не секрет, действительно, на стороне Николы Груевского.
Самое плохое то, что кризис в Македонии стремительно вырывается за рамки этого государства. Заева и его албанских союзников уже поддержали Албания и Косово, за Груевского (по словам Заева) готова вступиться Сербия.
При этом кто бы ни одержал верх в противостоянии Заева и Груевского, победитель окажется заложником обещаний, данных албанцам во время предвыборной кампании.
Сейчас македонские и сербские СМИ усиленно лепят из Груевского образ националиста, славянофила и единственного защитника македонского народа, но он точно так же, как его главный оппонент, готов к альянсу с албанским сепаратизмом. Возьмёт ли верх ВМРО или СДСМ, торжествовать в этой схватке будут лидеры македонских албанцев – Ахмети, Джафери и прочие.
Если у власти останутся Груевский или его однопартийцы, повторятся события прошлого года, только с элементами ещё более острой конфронтации – народные волнения, столкновения политических противников, «майдан», бандитские вылазки в албанских районах, когда дадут о себе знать террористические формирования косовских албанцев… В этом случае все прежние варианты примирения сторон окажутся исчерпанными, натовское «умиротворение» больше не сработает. В случае же утверждения президентом коалиционного правительства во главе с Заевым начнётся передел власти между кланами, а это новое кровопролитие. В первом варианте албанские националисты прорвутся во власть силой, во втором - они овладеют властью «мирным путём», но в обоих случаях «федерализация», а по сути албанизация, Македонии неизбежна.
В заключение стоило бы отметить, что в плане партнёрских отношений с Россией Македония уступает соседним Сербии и Черногории и по уровню инвестиций, и по уровню развития политических и культурных связей.
При этом, однако, баланс сил, установившийся на Балканах после отделения Черногории от Сербии в 2006 году и провозглашения независимости Косова в 2008 году, легче всего может быть нарушен именно в Македонии.