Латиноамериканский проект
Оценивая отношения России со странами Латинской Америки, руководители нашего МИДа делают сегодня акцент на выражение «особые отношения». Уникальные цивилизации, богатейшая культура, а теперь еще – и схожие проблемы развития взглядов на современный мир. В последние годы президент Владимир Путин посетил с визитами Кубу, Мексику, Бразилию, Чили и Гватемалу. В России принимали президентов Чили, Мексики, Бразилии и Венесуэлы. Латинская Америка демонстрирует, как можно интегрироваться в глобальную политику и экономику – и не сдавать своих позиций в мировых делах.
Общие исторические судьбы, практически единый язык, точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения – факторы, способствующие экономической и политической интеграции Латинской Америки.
Процесс этот движется по восходящей, интеграция экономическая порой пересекается с политической, причем чаще всего последняя экономическую интеграцию опережает.
Латиноамериканский парламент был образован в декабре 1964-го и объединил законодателей 23 государств. Главная цель – формирование латиноамериканского сообщества наций, содействие достижению экономической, политической, социальной и культурной интеграции стран континента. В состав Андского парламента, учрежденного в октябре 1979-го вошли Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Официальное открытие Центральноамериканского парламента состоялось в октябре 1991-го, его образовали Гондурас, Никарагуа, Панама и Сальвадор. Амазонский парламент формируется из депутатов Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Перу, Суринама и Эквадора. Специфическая роль у Индейского парламента Америки, основанного в 1987 году: он включает всех законодателей-индейцев из 18 стран Западного полушария, включая Канаду и США. Его главная цель – обсуждение проблем коренного населения, путей и способов их решения.
В декабре 2004 года образовалось Южноамериканское сообщество наций, куда вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам Уругвай, Чили и Эквадор. Сообщество охватывает территорию в 17.3 миллиона квадратных километров с населением в 361 миллион человек. Совокупный внутренний валовой продукт стран сообщества - 997 миллиардов долларов, оно - первый в мире экспортер продовольствия, обладает наибольшими экологическими запасами планеты, богатейшими залежами энергетического и минерального сырья.
Со временем объединение намерено превратиться в некое подобие Европейского Союза с прозрачными границами, единой валютой и наднациональными органами.
В перспективе мыслится безвизовый режим для граждан государств Союза, имеющих право пересекать границы при наличии документов национального образца.
Наиболее динамичное интеграционное объединение - Общий рынок стран Южного конуса, Меркосур, образованный в 1991-ом в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. На правах ассоциированных членов в него вошли Боливия и Чили, в минувшем году в качестве полноправного члена вступила Венесуэла. В Латинской Америке действуют и другие субрегиональные структуры, в частности, Центральноамериканский общий рынок, образованный в 1960-ом, и Карибское сообщество, созданное в 1973-ем.
Особняком в ряду политических объединений стоит Организация американских государств - структура, включающая 34 страны Западного полушария. Она была создана в 1948-ем и когда-то советская пропаганда именовала ее «министерством колоний США». Ныне от клише отказались, СНГ – это некое подобие ОАГ.
Сейчас ОАГ, в соответствии с Демократической хартией Америки, одобренной в 2001-ем, занимается мониторингом политических процессов в регионе. Делегировав организации такие права, страны не рассматривают это как вмешательство в свои внутренние дела.
Споры и трения сегодня вызывает проект создания Общеамериканской зоны свободной торговли, инициированный Соединенными Штатами.
Он рассматривается как логическое продолжение Североамериканской зоны свободной торговли, созданной в 1994-ем в составе Мексики, США и Канады. До его реализации дело пока не дошло, два года назад латиноамериканские государства обозначили свои разногласия.
США, Канада, Мексика, Чили, практически все страны Центральной Америки и Карибского бассейна - за продолжение переговоров, учитывая, что многие уже заключили с Соединенными Штатами соглашения о свободной торговле. Эту точку зрения последовательно отстаивал теперь уже бывший мексиканский президент Висенте Фокс. Необходимость форсирования переговоров он аргументировал, в частности, тем, что именно США являются ведущим торговым партнером большинства стран.
Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай дальнейшую судьбу зоны свободной торговли увязали с завершением так называемого Дохийского раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации, с проблемами субсидий, предоставляемых развитыми государствами сельскохозяйственным производителям. А это, понятно, препятствует выходу на мировые рынки товаров из развивающихся стран.
Непримиримую позицию изначально занял венесуэльский президент Уго Чавес, заявивший, что Общеамериканская зона свободной торговли умерла, и он приехал на «Саммит Америк», проходивший в ноябре 2005-го, ее хоронить, прихватив с собой лопату.
Уго Чавес выступает в роли своеобразного возмутителя спокойствия.
В своем фронтальном противостоянии с Соединенными Штатами он позиционирует себя как категорический противник всех инициатив Вашингтона. Для реализации идеи Симона Боливара объединить государства континента он уже три года претворяет в жизнь собственный проект под названием Боливарианская альтернатива для Америк. Сразу же к проекту официально присоединилась Куба, впоследствии - Боливия, а с недавних пор и Никарагуа. Особенность Боливарианской альтернативы в том, что она не ограничивается торгово-экономическими рамками, а распространяется на социальную и культурную сферы, содержит элементы народной дипломатии.
Это не интеграционное объединенные в классическом смысле слова, а проект, используя который Венесуэла пытается посредством крупных финансовых вливаний сплотить на политической основе присоединившиеся страны в противовес планам США.
Исходя из этого, Венесуэла вышла из Андского сообщества наций, поскольку Колумбия и Перу согласились заключить договор о Свободной торговле с Соединенными Штатами Америки.
В 1999-ем интеграция шагнула за рамки региона. В Бразилии состоялся первый саммит Латино-Карибской Америки и Европейского союза, с тех пор встречи лидеров двух континентов проводятся регулярно. В июле 2007-го в Лиссабоне состоялся саммит ЕС-Бразилия: как свидетельство признания ее растущей роли в мире. Отношения с ней подняты до уровня отношений с Россией, Индией и Китаем. Договоры о свободной торговле с ЕС уже заключили Мексика и Чили, этим же путем идут и другие страны.
Мексика, Перу и Чили активно участвуют в работе Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в столице Бразилии прошел саммит Южноамериканского сообщества наций и Лиги арабских государств. Инициатива органически вписывается во внешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию Бразилии, одно из ее ключевых направлений - сотрудничество по вектору «Юг-Юг». Лично президент Лула в сопровождении предпринимателей осуществил ряд поездок по африканским странам для расширения связей с «черным континентом». Нужно учесть и этнические факторы, ведь значительную часть населения Бразилии составляют потомки рабов, вывезенных из Африки.
Еще один союз гигантов второго эшелона создали Бразилия, Индия и Южно-Африканская Республика.
Задача объединения предельно проста: сложить усилия стран, которых транснациональные корпорации стремятся вытеснить на обочину развития.
Для расширения масштабов интеграции есть и чисто субъективный, а именно - человеческий фактор. Ведь в Южной Америке имеются арабские диаспоры, заинтересованные в расширении связей и контактов, на континенте проживают 17 миллионов арабов и их потомков. Около 6 миллионов - мусульмане, остальные - христиане сирийско-ливанского происхождения. Например, в Эквадоре значительную и влиятельную часть правящей элиты составляют выходцы из Ближнего Востока. Предки бывшего президента Аргентины переселились на континент сравнительно недавно, а среди богатейших людей региона немало выходцев из арабского мира.
У каждой из этих структур множество «болячек». Диспропорции в экономическом развитии, социальные контрасты, различия в политическом устройстве. Так что же ищут партнеры за пределами своих регионов, против кого собираются «дружить»?
Ответ ясен: не против, а за. За более тесную интеграцию, создание благоприятных внешних условий для решения национальных проблем. Именно объединенными усилиями государства континента смогут укрепить исторические узы, скрепляющие регионы, определить пути устойчивого экономического и социального развития.
Политические и экономические объединения латиноамериканских стран – это не союзы «банановых республик», озабоченных лишь расширением продажи фруктов на мировых рынках. С ними считаются, с ними сотрудничают. Величайшем ошибкой политиков, в том числе и российских, будет откладывать отношения со странами Латинской Америки «на потом».
Эмиль Дабагян - ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.
?>