Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
31 июля 2021
Латиноамериканский проект

Латиноамериканский проект

Против кого собираются дружить страны континента
Эмиль Дабагян
01.11.2007
Латиноамериканский проект
Страны Латинской Америки демонстрируют, как можно интегрироваться в глобальную политику и экономику – и не сдавать своих позиций в мировых делах.


Оценивая отношения России со странами Латинской Америки, руководители нашего МИДа делают сегодня акцент на выражение «особые отношения». Уникальные цивилизации, богатейшая культура, а теперь еще – и схожие проблемы развития взглядов на современный мир. В последние годы президент Владимир Путин посетил с визитами Кубу, Мексику, Бразилию, Чили и Гватемалу. В России принимали президентов Чили, Мексики, Бразилии и Венесуэлы. Латинская Америка демонстрирует, как можно интегрироваться в глобальную политику и экономику – и не сдавать своих позиций в мировых делах.


Общие исторические судьбы, практически единый язык, точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения – факторы, способствующие экономической и политической интеграции Латинской Америки.






Процесс этот движется по восходящей, интеграция экономическая порой пересекается с политической, причем чаще всего последняя экономическую интеграцию опережает.


Латиноамериканский парламент был образован в декабре 1964-го и объединил законодателей 23 государств. Главная цель – формирование латиноамериканского сообщества наций, содействие достижению экономической, политической, социальной и культурной интеграции стран континента. В состав Андского парламента, учрежденного в октябре 1979-го вошли Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Официальное открытие Центральноамериканского парламента состоялось в октябре 1991-го, его образовали Гондурас, Никарагуа, Панама и Сальвадор. Амазонский парламент формируется из депутатов Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Перу, Суринама и Эквадора. Специфическая роль у Индейского парламента Америки, основанного в 1987 году: он включает всех законодателей-индейцев из 18 стран Западного полушария, включая Канаду и США. Его главная цель – обсуждение проблем коренного населения, путей и способов их решения.


В декабре 2004 года образовалось Южноамериканское сообщество наций, куда вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам Уругвай, Чили и Эквадор. Сообщество охватывает территорию в 17.3 миллиона квадратных километров с населением в 361 миллион человек. Совокупный внутренний валовой продукт стран сообщества - 997 миллиардов долларов, оно - первый в мире экспортер продовольствия, обладает наибольшими экологическими запасами планеты, богатейшими залежами энергетического и минерального сырья.



Со временем объединение намерено превратиться в некое подобие Европейского Союза с прозрачными границами, единой валютой и наднациональными органами.






В перспективе мыслится безвизовый режим для граждан государств Союза, имеющих право пересекать границы при наличии документов национального образца.


Наиболее динамичное интеграционное объединение - Общий рынок стран Южного конуса, Меркосур, образованный в 1991-ом в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. На правах ассоциированных членов в него вошли Боливия и Чили, в минувшем году в качестве полноправного члена вступила Венесуэла. В Латинской Америке действуют и другие субрегиональные структуры, в частности, Центральноамериканский общий рынок, образованный в 1960-ом, и Карибское сообщество, созданное в 1973-ем.


Особняком в ряду политических объединений стоит Организация американских государств - структура, включающая 34 страны Западного полушария. Она была создана в 1948-ем и когда-то советская пропаганда именовала ее «министерством колоний США». Ныне от клише отказались, СНГ – это некое подобие ОАГ.


Сейчас ОАГ, в соответствии с Демократической хартией Америки, одобренной в 2001-ем, занимается мониторингом политических процессов в регионе. Делегировав организации такие права, страны не рассматривают это как вмешательство в свои внутренние дела.



Споры и трения сегодня вызывает проект создания Общеамериканской зоны свободной торговли, инициированный Соединенными Штатами.






Он рассматривается как логическое продолжение Североамериканской зоны свободной торговли, созданной в 1994-ем в составе Мексики, США и Канады. До его реализации дело пока не дошло, два года назад латиноамериканские государства обозначили свои разногласия.


США, Канада, Мексика, Чили, практически все страны Центральной Америки и Карибского бассейна - за продолжение переговоров, учитывая, что многие уже заключили с Соединенными Штатами соглашения о свободной торговле. Эту точку зрения последовательно отстаивал теперь уже бывший мексиканский президент Висенте Фокс. Необходимость форсирования переговоров он аргументировал, в частности, тем, что именно США являются ведущим торговым партнером большинства стран.


Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай дальнейшую судьбу зоны свободной торговли увязали с завершением так называемого Дохийского раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации, с проблемами субсидий, предоставляемых развитыми государствами сельскохозяйственным производителям. А это, понятно, препятствует выходу на мировые рынки товаров из развивающихся стран.


Непримиримую позицию изначально занял венесуэльский президент Уго Чавес, заявивший, что Общеамериканская зона свободной торговли умерла, и он приехал на «Саммит Америк», проходивший в ноябре 2005-го, ее хоронить, прихватив с собой лопату.



Уго Чавес выступает в роли своеобразного возмутителя спокойствия.






В своем фронтальном противостоянии с Соединенными Штатами он позиционирует себя как категорический противник всех инициатив Вашингтона. Для реализации идеи Симона Боливара объединить государства континента он уже три года претворяет в жизнь собственный проект под названием Боливарианская альтернатива для Америк. Сразу же к проекту официально присоединилась Куба, впоследствии - Боливия, а с недавних пор и Никарагуа. Особенность Боливарианской альтернативы в том, что она не ограничивается торгово-экономическими рамками, а распространяется на социальную и культурную сферы, содержит элементы народной дипломатии.



Это не интеграционное объединенные в классическом смысле слова, а проект, используя который Венесуэла пытается посредством крупных финансовых вливаний сплотить на политической основе присоединившиеся страны в противовес планам США.






Исходя из этого, Венесуэла вышла из Андского сообщества наций, поскольку Колумбия и Перу согласились заключить договор о Свободной торговле с Соединенными Штатами Америки.


В 1999-ем интеграция шагнула за рамки региона. В Бразилии состоялся первый саммит Латино-Карибской Америки и Европейского союза, с тех пор встречи лидеров двух континентов проводятся регулярно. В июле 2007-го в Лиссабоне состоялся саммит ЕС-Бразилия: как свидетельство признания ее растущей роли в мире. Отношения с ней подняты до уровня отношений с Россией, Индией и Китаем. Договоры о свободной торговле с ЕС уже заключили Мексика и Чили, этим же путем идут и другие страны.


Мексика, Перу и Чили активно участвуют в работе Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в столице Бразилии прошел саммит Южноамериканского сообщества наций и Лиги арабских государств. Инициатива органически вписывается во внешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию Бразилии, одно из ее ключевых направлений - сотрудничество по вектору «Юг-Юг». Лично президент Лула в сопровождении предпринимателей осуществил ряд поездок по африканским странам для расширения связей с «черным континентом». Нужно учесть и этнические факторы, ведь значительную часть населения Бразилии составляют потомки рабов, вывезенных из Африки.


Еще один союз гигантов второго эшелона создали Бразилия, Индия и Южно-Африканская Республика.



Задача объединения предельно проста: сложить усилия стран, которых транснациональные корпорации стремятся вытеснить на обочину развития.






Для расширения масштабов интеграции есть и чисто субъективный, а именно - человеческий фактор. Ведь в Южной Америке имеются арабские диаспоры, заинтересованные в расширении связей и контактов, на континенте проживают 17 миллионов арабов и их потомков. Около 6 миллионов - мусульмане, остальные - христиане сирийско-ливанского происхождения. Например, в Эквадоре значительную и влиятельную часть правящей элиты составляют выходцы из Ближнего Востока. Предки бывшего президента Аргентины переселились на континент сравнительно недавно, а среди богатейших людей региона немало выходцев из арабского мира.


У каждой из этих структур множество «болячек». Диспропорции в экономическом развитии, социальные контрасты, различия в политическом устройстве. Так что же ищут партнеры за пределами своих регионов, против кого собираются «дружить»?


Ответ ясен: не против, а за. За более тесную интеграцию, создание благоприятных внешних условий для решения национальных проблем. Именно объединенными усилиями государства континента смогут укрепить исторические узы, скрепляющие регионы, определить пути устойчивого экономического и социального развития.


Политические и экономические объединения латиноамериканских стран – это не союзы «банановых республик», озабоченных лишь расширением продажи фруктов на мировых рынках. С ними считаются, с ними сотрудничают. Величайшем ошибкой политиков, в том числе и российских, будет откладывать отношения со странами Латинской Америки «на потом».





Эмиль Дабагян - ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.


Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
16.07.2021
Валерий Панов
По материалам экспертного круглого стола ФИП и Российского исторического общества.
Фоторепортаж
12.07.2021
Подготовила Мария Максимова
К 200-летию великого русского поэта.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.