Конституция к празднику
Поначалу идея понравилась. Правда, теперь кое-кто в кнессете уже склонен «не строить несбыточных планов», а согласиться на вариант, что к праздничной дате на голосование депутатов будет вынесен «хотя бы кусочек конституции».
Все дело в том, что до сегодняшнего дня Израиль живет без Основного закона. В 1948-ом она так и не была принята, как и все последующие шестьдесят лет.
В качестве же «руководства к действию» используется так называемой свод основных законов государства.
В него, в частности, входят закон о кнессете, закон о правительстве, закон о чести и свободе граждан и другие. Но в какой-то общий документ все законы не объединены.
А зачем вообще Израилю конституция? Такой вопрос в еврейском государстве можно услышать довольно часто. Особенно от крайне религиозных граждан страны. Евреи, говорят они, живут по законам, полученным от Бога, в Торе все сказано, разобрано до мелочей. И только эти законы могут служить руководством к действию для евреев. Поэтому - никаких конституций.
Религиозные партии готовы к самому яростному сопротивлению против принятия какого-то светского документа, организующего общественно-политическую жизнь в стране. Конституция, дескать, призвана заменить Тору. И если такой документ, считают они, будет принят, это не только не объединит различные слои населения, как указывают его сторонники, а, напротив, только разобщит еврейский народ.
Чем-чем, а единством израильтяне и без того не очень страдают. Общности мнений нет по самым различным вопросам. Религиозный Израиль на дух не воспринимает светский. Придерживающиеся правых политических взглядов граждане страны почти ненавидят левых. Выходцы из Марокко очень не любят выходцев из России и бывшего СССР. И так далее...
Так, например, евреи религиозные считают людей, не желающих во всем подчиняться законам Торы, отступниками, предателями, которые, ясное дело, приведут к разрушению государства. Они также, например, не могут простить имПо поддержку ликвидации еврейских поселений в секторе Газа. По их мнению, вся территория от Средиземного моря до реки Иордан была завещана евреям самим Всевышним, а потому никаких арабов там не должно быть и в помине.
Светские израильтяне, напротив, возмущаются стремлением религиозных евреев осложнить их жизнь в стране.
Так, например, религиозные политические партии бьются «до конца» против любых планов разрешить по субботам работу общественного транспорта, поскольку Шабат свят, и делать в этот день ничего нельзя.
Поэтому жизнь сотен тысяч светских израильтян очень непроста - не у всех есть личные автомашины, а автобусы по субботам не ходят.
Значит, многие не могут в свой единственный за неделю выходной день, например, вывезти семью на отдых к морю.
Мало того, религиозные партии грудью стоят за сохранение существующего в Израиле положения вещей, когда вступающие в брак молодые могут оформить свои отношения исключительно через раввинат. При этом, если один из них оказывается не евреем по Галахе, то есть не рожденным матерью-еврейкой, жениться такая пара в Израиле уже вообще не может. Для того чтобы вступить в законный брак, жениху и невесте необходимо ехать в другую страну. Например, уже возникло целое прибыльное предприятие под простеньким названием «Браки на Кипре».
Все организовано: из Хайфы в ночь молодые люди едут паромом на Кипр, там утром их брак регистрируется, и уже вечером можно снова садиться на паром и направляться обратно. Израильские средства массовой информации постоянно поднимают вопрос о необходимости разрешить светские браки в стране. Но религиозные партии говорят жесткое «нет». По их мнению, если гражданин Израиля не является евреем по Галахе, ему вообще в Израиле делать нечего. Может, дескать, вообще убираться на Кипр, или вообще - куда подальше...
Религиозные партии постоянно выступают за запрет на продажу в Израиле так называемых некошерных продуктов, например, свинины. Их депутаты в местных муниципалитетах то и дело добиваются решений о выносе магазинов, торгующих свининой, за черту того или иного города. Это также вызывает недовольство светских граждан, поскольку за куском мяса им приходится уже ходить не в магазин на соседней улице, а специально ездить куда-то, и неблизко.
Левые говорят, что хотят мира для своих детей, соглашаясь на переговоры с палестинцами. Правые уверены, что мир для израильтян может быть достигнут только ценой победы над арабами. Левые возражают, что такой победы просто не может быть никогда, и страна будет всегда находиться в состоянии время от времени вспыхивающей интифады, палестинского народного восстания.
Решить все эти вопросы между собой евреи не могут. На межобщинном уровне тоже постоянно вспыхивают столкновения, поскольку, например, марокканцы уверены, что «русские» потеснили их позиции на рынке труда. А в центральном парке города Ашкелон то и дело происходят массовые драки между «русской» и «эфиопской» молодежью.
И вообще, бытует мнение, что если бы не фактор «общей опасности», все жители давно бы передрались между собой.
Мой знакомый израильтянин говорил мне, что в 2000 году он просто не понял позиции Ясира Арафата на переговорах в Кэмп-Дэвиде. По его мнению, палестинскому лидеру надо было просто соглашаться на любые условия для создания палестинского государства и ждать. Причем ждать недолго. Как только израильтяне убедились бы, что арабы живут отдельно и им в целом не угрожают, начались бы внутренние разборки.
Естественно, что в таких условиях страна не может и принять конституцию, документ, который бы объединил интересы если не всех, то хотя бы подавляющего большинства. Существует даже шутка, что в стране проживают 5 миллионов 415 тысяч потенциальных авторов конституции. Это - по числу граждан-евреев. Каждый из них в глубине души уверен, что только он способен создать подобный документ. У него есть собственные мысли по поводу того, что в него необходимо включить, а что нет, и собственные подходы ко всем существующим в стране проблемам. Точно так же убеждены в собственном праве на истину в последней инстанции и 120 депутатов израильского кнессета, которым предстоит теперь заседать по 12 часов в неделю и вырабатывать проект конституции.
Работа, которую намерена провести комиссия кнессета по законодательным, конституционным и судебным вопросам, предстоит крайне непростая. Тем не менее, ее председатель депутат от партии «Кадима» Менахем Бен-Сасон уверен в успехе. «Разделенное общество, такое, как наше,- говорит он,- просто обязано иметь организующий документ. Конституция способна определить «правила игры», тогда каждый будет твердо знать, что позволяется, а что запрещается.
В возглавляемую Бен-Сасоном комиссию входят депутаты от самых разных партий - правых и левых, религиозных и светских. Поэтому битвы будут серьезными. И не только по вопросам разрешать или нет продавать свинину и можно ли еврею жениться на нееврейке, при этом оформив брак в Израиле.
В центре внимания комиссии, например, будет «Закон о возвращении». До сих пор в нем указывается, что «совершить алию» в Израиль, то есть «вернуться на родину предков», может любой еврей, получающий такое право от рождения. При этом не только еврей по Галахе, но и человек, имеющий еврейские корни в третьем поколении. То есть, евреем у него были либо дедушка, либо бабушка. Дальше действие закона не распространяется. Теперь же, судя по предварительной информации, комиссия склоняется изменить формулировку и записать примерно такую: «Каждый, кто принадлежит к еврейской общине». Есть мнение, что существуют очень широкие возможности ее трактовки, и ряд потенциальных новых граждан Израиля возможности «совершить алию» уже не получат.
Другой серьезный вопрос: что же такое Израиль? Сейчас он официально именуется «еврейским государством». Говорят, правые партии предлагают переименовать его в «государство для еврейского народа». Но как тогда быть с гражданами-неевреями? Одних только арабов в Израиле 1 миллион 387 тысяч, то есть 20 процентов населения. Плюс 306 тысяч израильтян, не зарегистрированных МВД как евреи. Значит, еще 4 процента населения. Уже сегодня можно точно предсказать, что, если такая поправка будет внесена, внутреннее противостояние в обществе лишь усилится.
Правые также предлагают отменить формулировку государства Израиль как «еврейского и демократического», раздробить ее на две части, отдельно – «еврейское», отдельно – «демократическое». Действительно, до сих пор для многих иностранцев в Израиле, наблюдавших за жизнью в стране, было непонятно, как можно называть демократическим государство, в котором одна часть населения пользуется большими правами, чем другая.
Но от разделения двух понятий известная сумма все равно не меняется.
Андрей Правов - руководитель главного выпуска журнала «Смысл»
?>