Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Карабах по-среднеазиатски

Карабах по-среднеазиатски

Потенциально в регионе есть несколько своих «горячих точек»
Александр Шустов
18.04.2016
Карабах по-среднеазиатски

Неожиданное возобновление давно тлеющего армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе заслонило собой недавнее обострение ситуации на границе Киргизии и Узбекистана. Между тем на территории Средней Азии существуют несколько старых межэтнических конфликтов, которые, при «благоприятном» стечении обстоятельств вполне могут превратиться в собственный Карабах.

Положение на узбекско-киргизской границе неожиданно обострилось 18 марта, когда Узбекистан, без предупреждения и каких-либо видимых поводов, разместил в местности Чаласарт Аксыйского района Джалал-Абадской области 2 БТРа, 2 КамАЗа, а также около 35 – 40 военнослужащих. Ситуация осложнялась тем, что этот участок границы является несогласованным, и размещение на нем войск в соответствии с существующими между сторонами договоренностями запрещено. Тот факт, что Узбекистан в одностороннем порядке перекрыл к тому же контрольно-пропускной пункт «Маданият-автодорожный», а на КПП «Достук-автодорожный» ввел запрет на въезд гражданам Киргизии, лишь усилил подозрения, что Ташкент скрытно проводит какую-то полицейскую операцию, предпочитая не информировать о ней своих соседей. Бишкек же воспринял его действия как посягательство на свой суверенитет и в ответ прекратил пропуск граждан Узбекистана на пропускных пунктах «Баймак-автодорожный», «Кен-Сай-автодорожный» и «Кадамджай-автодорожный».

Пограничные проблемы Киргизии и Узбекистана – одни из самых сложных и запутанных в Средней Азии. Как известно, в период национально-государственного размежевания 1920-х гг. между этими республиками, а также Таджикистаном была разделена Ферганская долина, отличающаяся самой большой в регионе плотностью населения и высоким уровнем его исламизации. В досоветский период именно здесь чаще всего вспыхивали восстания, направленные против царской администрации. Разграничение территории долины в советский период пытались осуществить в соответствии с национальным принципом, но сделать это было сложно в связи с этнической «чересполосицей». В результате делимитация и демаркация границ не завершены до сих пор.

Из 1378 километров узбекско-киргизской границы в настоящее время описаны и согласованы 76%, а 324 км до сих пор остаются спорными. Всего на границе насчитывается 58 спорных участков.

28 из них расположены в Аксыйском и Ала-Букинском районах Джалал-Абадской области, где и произошел последний конфликт.

Размещение узбекских войск и техники на спорном участке границы привело к дипломатическому конфликту между Бишкеком и Ташкентом, в который оказалась вовлечена Россия. В отличие от Узбекистана, покинувшего ряды ОДКБ еще в 2008 г., Киргизия по-прежнему является ее участником. В соответствии с 4-й статьей Договора о коллективной безопасности 1992 г. агрессия против одного из государств ОДКБ рассматривается как агрессия против всех участников организации. В итоге Узбекистан и члены ОДКБ оказались по разные стороны баррикад. 18 марта в МИД Киргизии был вызван посол Узбекистана К.К. Рашидов, которому была вручена нота протеста. Ташкент долго хранил молчание и прокомментировал ситуацию только к вечеру того же дня. В узбекских СМИ появилось сообщение со ссылкой на неназванного представителя Службы национальной безопасности, объяснившего появление военных на границе с Киргизией усилением мер безопасности в связи с празднованием Науруза.

Полученные объяснения Бишкек не удовлетворили, и в качестве ответного шага он также направил на границу 2 БТРа и несколько десятков военных. По данным радио «Азаттык» (киргизская служба радио «Свобода»), из Бишкека к месту конфликта было отправлено 200 солдат Министерства обороны. Впрочем, непосредственно на месте конфликта ситуация оставалась спокойной, и вопреки появившимся в некоторых СМИ сообщениях о перестрелках, в горячую фазу конфликт не перерос. 21 марта председатель Госпогранслужбы Киргизии Раимберди Дуйшенбиев в интервью «Азаттыку» сообщил, что по итогам переговоров с узбекской стороной число военных на спорном участке решено сократить. «На упомянутом участке Чал-Сарт до сих пор стоят наши и узбекские военнослужащие. Вчера вечером мы провели переговоры с узбекской стороной, по итогам которых решено уменьшить военное присутствие на участке. Вчера с обеих сторон в этой местности было по 20 солдат, сегодня – всего по 8, – заявил Р. Дуйшенбиев. – Накануне в Ала-Буке был базарный день, поэтому был большой поток движения через этот участок. Но люди проезжали беспрепятственно... Наши и узбекские пограничники стоят рядом, в 3–5 метрах друг от друга».

Одновременно киргизская сторона задействовала механизм экстренных консультаций ОДКБ. 22 марта по инициативе Бишкека состоялось внеочередное заседание Постоянного совета ОДКБ, посвященное ситуации на спорном участке киргизско-узбекской границы. В официальном сообщении, опубликованном на сайте организации по итогам заседания, говорилось, что для изучения обстановки на месте и проведения консультаций с киргизской стороной в Бишкек был командирован заместитель главы организации А. Бадалян. Кроме того, сложившаяся ситуация обсуждалась в ходе телефонных переговоров членов Совета министров иностранных дел и генерального секретаря ОДКБ. В заключение секретариат организации обещал дополнительно сообщить о результатах этих консультаций, что, впрочем, так и осталось невыполненным.

Судя по всему, Москва, а возможно – и Астана как крупнейшие участники ОДКБ предпочли задействовать свои связи с Ташкентом и Бишкеком, убеждая их не обострять ситуацию и решить проблему путем переговоров.

22 марта киргизская сторона получила ответную ноту узбекского МИДа, в которой размещение войск объяснялось все тем же усилением мер безопасности в преддверии празднования Науруза. Но такой ответ Бишкек не устроил, в связи с чем он вновь потребовал убрать узбекских военных и технику с границы. «Кыргызская сторона повторно заявляет о недопустимости установления узбекской стороной блокпостов, введения вооруженных сил и военной техники на несогласованный участок «Чаласарт», – говорилось в ответной ноте киргизского МИДа. – После снятия узбекской стороной блокпостов, вывода военнослужащих и военной техники… кыргызская сторона готова к конструктивному диалогу с узбекскими коллегами по всем вопросам повестки дня кыргызско-узбекских отношений в рамках существующих двусторонних механизмов, которые были приостановлены в связи с отсутствием позитивной реакции со стороны Узбекистана». 24 марта президент Киргизии А. Атамбаев, комментируя положение на границе, призвал не поддаваться на провокации, но заявил, что если ситуация не будет урегулирована, он не поедет на июньский саммит ШОС в Ташкенте.

В субботу 26 марта военнослужащие и техника Узбекистана были отведены со спорного участка границы, после чего военнослужащие двух стран вернулись к обычному режиму ее охраны. Как сообщила пресс–служба президента Киргизии, договоренность об урегулировании ситуации была достигнута на переговорах, состоявшихся 25 марта между председателем Госпогранслужбы Киргизии Р. Дуйшенбиевым и командующим пограничными войсками Службы национальной безопасности Узбекистана Р. Эминжановым. В тот же день радио «Озодлик» (узбекская служба радио «Свобода») сообщило о возможной причине, по которой Ташкент решил ввести на спорный участок границы войска.

По его данным, 17 марта узбекские пограничники обнаружили подземный тоннель из дома жителя села Кыргызкишлак Кадамжайского района Баткенской области Киргизии в дом жителя села «Борбалык» Алтыарыкского района Ферганской области Узбекистана. Его глубина составляла 7–8, а длина – 110 метров. Информацию подтвердили в администрации Ферганской области, уточнив, что не располагают данными о том, будто им пользовались экстремисты.

Впрочем, если причиной военных мероприятий со стороны Узбекистана действительно был туннель, не совсем понятно, зачем в операции по его ликвидации задействовать бронетехнику и до полуроты солдат. Для этого достаточно обычных полицейских мероприятий, в ходе которых БТРы применяются только в том случае, если экстремисты могут оказать вооруженное сопротивление. Сама история с туннелем, если он действительно существовал, больше походит на канал для доставки в Узбекистан контрабанды. Другая версия причин конфликта была выдвинута специальным представителем правительства Киргизии по вопросам границ Курбанбаем Искандаровым, по мнению которого конфликт мог произойти из-за расположенного неподалеку Орто-Токойского (Касансайского) водохранилища. Находясь на территории Киргизии, оно было построено в 1941 году за счет бюджета Узбекской ССР, в связи с чем Ташкент считает его своим. В засушливой Средней Азии вода является стратегическим ресурсом, от которого зависит физическое выживание огромного количества людей, и конфликты из-за ее распределения не редкость.

Гораздо более реалистичной причиной военных мероприятий Узбекистана выглядит усиление мер безопасности с целью предотвращения террористической угрозы. «В Ташкенте считают, что Бишкек не в полной степени принимает адекватные меры по противодействию исламистам, ИГ, – заявил в интервью «Независимой газете узбекистанский политолог Рафик Сайфулин». – Общеизвестно, что в Киргизии нарастают негативные тенденции, немало молодежи уходит в ИГ, и в Бишкеке это знают и не скрывают».

Стоит напомнить, что Южная Киргизия после ожесточенных межэтнических столкновений 2010 г. является одним из главных поставщиков узбекских боевиков для ИГ, массовое возвращение которых на родину могло спровоцировать начало бомбардировок российских ВКС в Сирии.

В таком случае неожиданная операция узбекских силовиков, не предупредивших об этом своих киргизских коллег из-за опасности утечки оперативной информации, становится понятной, а долгое молчание официального Ташкента – объяснимым.

Вместе с тем крайне негативная реакция Бишкека и его решение выставить на границе аналогичное по численности и оснащению военное подразделение, не исключали перехода конфликта в военную плоскость. На узбекско-киргизской границе регулярно происходят инциденты с применением оружия, и с обеих сторон гибнут люди. В конце сентября – начале октября 2013 г. между двумя республиками произошел конфликт из-за ретрансляционной телевышки, расположенной на спорной приграничной территории Аксыйского района Киргизии. Обе стороны выставили в месте ее расположения, на горе Унгар-Тоо, усиленные пограничные наряды. Однако конфликт тогда удалось урегулировать мирным путем. В январе того же года спор из-за установки киргизскими военнослужащими опор линии электропередач в районе узбекского анклава Сох обернулся куда более острым конфликтом. Жители узбекского села Хушьяр напали на соседнее киргизское чело Чабрак, захватили несколько десятков заложников и силой увели их к себе. Кроме того, в ходе беспорядков было сожжено несколько автомашин. Несмотря на то, что на следующий день все они были освобождены, а узбекская сторона обязалась компенсировать ущерб от сожженных автомобилей, дороги в районе Соха оставались заблокированными еще несколько дней.

Еще более острый характер периодически принимают инциденты на границе между Киргизией и Таджикистаном. В январе 2014 г. на границе Баткенской области Киргизии и Исфаринского района Согдийской области Таджикистана между пограничниками двух стран произошел конфликт из-за строительства автомобильной дороги, который перерос в вооруженное столкновение с использованием автоматов и минометов. В результате 8 военнослужащих с обеих сторон получили ранения. Конфликт тогда едва не перерос в войну между республиками. В июле 2014 г. в местности Тамдык Баткенской области Киргизии между пограничниками двух стран вновь произошла перестрелка, в ходе которой был убит один и ранено 7 жителей таджикского анклава Ворух. Еще одна пограничная перестрелка произошла 25 августа 2014 г., причем таджикская сторона вновь использовала минометы. По данным таджикских источников, ранения получили 5 жителей кишлака Калача, один из них впоследствии скончался. Таким образом, за неполный год на киргизско-таджикской границе произошло три вооруженных столкновения, в ходе которых несколько десятков человек было ранено и по крайней мере двое убиты. Новшеством стало использование в ходе этих столкновений тяжелого вооружения – минометов.

Так что военные аналитики, которые в ходе последнего пограничного обострения между Бишкеком и Ташкентом рассуждали, вступится ли ОДКБ за Киргизию, имели для этого основания.

Пикантность ситуации заключается в том, что киргизскую армию в последнее время активно перевооружает Россия, а узбекскую – США.

РФ поставляет Киргизии вооружение в рамках заключенного в 2013 г. соглашения об оказании военной помощи на 1,5 млрд дол. Россия уже передала республике бронетанковую технику, артсистемы с запчастями и стрелковые боеприпасы. В феврале, например, Киргизия получила партию из 10 полностью отремонтированных БТР-70 и компьютерное оборудование для обучения механиков-водителей. Узбекистан же в прошлом году получил от США 308 легких бронеавтомобилей M-ATV и 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин, что стало крупнейшим актом американской военной помощи странам региона за всю историю. Рост военного потенциала усиливает вероятность конфликта, что во многом и объясняет сдержанную позицию Москвы, которая никак не заинтересована в появлении рядом с нами новых Карабахов.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..