Иммигранты или бензин?
Между Италией и Ливией подписан договор, по которому Триполи обязуется контролировать свои территориальные воды, откуда отплывают к итальянским берегам лодки с африканскими иммигрантами.
Подобный договор был уже заключен в 2008 году тогдашним премьер-министром Сильвио Берлускони с Муаммаром Каддафи - договор, который в то время был жестоко раскритикован либеральной печатью. На страницах газет появлялись фотографии плачущих чернокожих, которые умоляюще протягивали руки к итальянским пограничникам и просили не отправлять их обратно.
На особо чувствительных читателей это возымело свое действие. Договор, хоть и не был отменен, но и не выполнил своей задачи. Помешала также война в Ливии в 2011 году, в которую Италия была втянута помимо своей воли и, скажем прямо, повела себя не самым лучшим образом, практически предав своего вчерашнего союзника. Кроме того, согласно законам военного времени она была обязана принять у себя поток беженцев. С того времени и наблюдается почти непрекращающийся приток иммигрантов из Африки, который то увеличивался, то спонтанно уменьшался, и привел к общественному напряжению, к чудовищной деградации социальных служб городов, которые не справляются с невероятным приростом населения.
Второй «крестовый поход» против нелегалов, предпринятый сейчас Италией в лице нового министра внутренних дел Марко Миннити, уже не был встречен такой волной критики, как инициатива Сильвио Берлускони, хотя голоса отдельных правозащитных организаций раздались и на сей раз. Это неудивительно - в положении африканских иммигрантов ничего не изменилось. Они как были, так и остаются заложниками криминальных группировок, которые распоряжаются ими на территории Ливии.
Не секрет, что для кого-то нелегальная иммиграция стала неплохим бизнесом. Используя лазейки в европейском законодательстве, а также неумение структур ЕС быстро и адекватно реагировать на происходящее, «перевозчики человеческих душ» через Средиземное море не только нажили на своем «товаре» большие капиталы, но и поставили Европу на грань политического, культурного и социального банкротства.
Нынешний итальянско-ливийский договор, конечно, вполне отвечает настроениям подавляющей части общества, уставшего от того, что итальянские пригороды превращаются в регионы Нигера или Чада, но несомненно и то, что он не имеет под собой устойчивого фундамента.
Во-первых, в Ливии до сих пор царит хаос. По сути, эта страна еще находится в состоянии войны между различными вооруженными группировками, что не может гарантировать стабильности. Во-вторых, ответственными за «спасение» иммигрантов в море, то есть контроль за отплывающими лодками теперь ляжет на плечи ливийской милиции, которая состоит из бывших боевиков или из тех, кто еще вчера занимался поставкой иммигрантов в Европу.
Центры идентификации в Ливии больше похожи на тюрьмы, откуда иммигрантов должны выкупать родственники иначе их продадут в рабство. «Спасение на водах» тоже происходит весьма оригинальным способом - часто при приближении ливийских патрульных кораблей люди от испуга сами бросаются в воду, и их выстрелами заставляют подняться на борт.
Конечно, итальянские политики пытаются придать некоторую респектабельность своим действиям. В апреле Ливии были переданы два отремонтированных пограничных сторожевых катера, подаренных раньше, но которые были повреждены во время недавней войны (до конца года предполагается передать еще восемь катеров). Двадцать ливийских кадетов прошли подготовку в Италии для работы с иммигрантами. На днях в Триполи состоялась встреча ливийского президента Фаиза Сараджа с министром иностранных дел Италии Анджелино Альфано, который пообещал присутствие правозащитных организаций на территории Ливии, но это многим представляется весьма проблематичным, как и заявление, что Италия поможет контролировать южные границы Ливии.
Приток иммигрантов к итальянским берегам за последний год несомненно уменьшился: 3.507 человек по сравнению с более чем двадцатью тысячами в прошлом году. Но решена ли проблема?
Отнюдь, пока в Африке, равно как во многих других частях света, откуда в Европу бегут люди, уставшие от произвола и нищеты, не будет создана достойная жизнь.
Деньги, которые с легкостью ЕС дал Италии, чтобы заключить договор с Ливией, а речь идет о 5 млрд долларов, куда с большей пользой могли бы быть потрачены на улучшение инфраструктуры и на развитие промышленности в африканских странах.
Вместо этого через те же самые южные границы, которые теперь собирается контролировать Италия, из Ливии в остальную часть Африки по-прежнему будут проникать наркотики и оружие.
Многие убеждены, что деньги, полученные Ливией для патрулирования своих границ, это ширма. Маттиа Тоальдо, эксперт по Ливии в «European Council on Foreign Relations», считает, что настоящая «сделка» произошла за кулисами договора и Ливии будет дан зеленый свет поставлять на европейский рынок бензин. Доходы в этом случае гарантированы, да и «товар» не вызовет общественного протеста.