Хотели демократа - получили диктатора
Все более очевидно, что западная модель демократии имеет две разновидности. Одна из них, что называется, "для себя", и вторая – для всех остальных. Основным критерием зачисления в разряд "истинно демократических государств" стала старая формула американской политики: "хоть он и сукин сын, но это наш сукин сын". Одним из наглядных примеров тому стала избравшая однозначную прозападную и проамериканскую политику Эфиопия.
Демократическая фразеология превратилась для Запада в средство достижения собственных геополитических и экономических целей, что все больше дискредитирует саму идею об универсальном характере западной модели демократии. Это видно на примере не только тех постсоветских стран, которые в угоду Западу отказались от самостоятельной внешней политики, но и многих государств Азии и Африки.
#comm#Напомним, что Эфиопия была единственной страной Африканского континента, которой удалось сохранить независимость в колониальную эпоху. В 1974 г. эфиопские военные низложили императора Хайле-Селассие I и объявили о социалистической ориентации страны.#/comm#
Союзный Москве эфиопский военный режим во главе с Менгисту Хайле Мариамом был свергнут в мае 1991 г. коалицией оппозиционных сил, поддержанной США. Коалиция состояла из Народного фронта освобождения Эритреи (НФОЭ), Народного фронта освобождения Тыграй (НФОТ), под эгидой которого были объединены созданные НФОТ организации, представлявшие разные народы страны и образован единый Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН).
В состав РДФЭН не вошли многочисленные вооруженные группировки, созданные по этническому признаку - Фронт освобождения оромо (ФОО), Фронт освобождения Западного Сомали и др. и воевавшие против центральных властей на юге Эфиопии. Силы, пришедшие к власти в Эфиопии в 1991 г. заявили о своей приверженности идеалам свободы и демократии и о стремлении всемерно укреплять связи с США и ЕС, запретив созданную военным режимом Рабочую партию Эфиопии. Большинство ее членов было арестовано и отправлено в лагеря для перевоспитания. РДФЭН предложил оппозиционным организациям разных народов войти в Переходное правительство. Благодаря этому удалось получить согласие многочисленных этнических сепаратистских движений на отказ от лозунга создания своих государств.
Важнейшим достижением нового руководства страны во главе с Мелесом Зенави (на фото) стало сохранение эфиопской государственности. Отделение в 1993 г. северной провинции Эритрея (договоренность об этом была заключена между НФОЭ и НФОТ еще во время войны против военного режима) и преобразование Эфиопии в федеративное государство позволило нейтрализовать сильные дезинтеграционные тенденции и остановить процесс дальнейшего дробления государства.
Отделение Эритреи отрезало Эфиопию от выхода к Красному морю, но не привело к установлению дружеских и взаимовыгодных отношений между двумя соседними государствами. В 1998 г. начался вооруженный конфликт за контроль над спорными пограничными территориями. Ни одна из сторон не смогла одержать победу, взаимоприемлемого решения проблемы не найдено до сих пор. В результате даже после прекращения военных действий в 2000 г. граница остается закрытой и отношения между Эфиопией и Эритреей продолжают оставаться враждебными.
#comm#В этих условиях лишение Эфиопии выхода к морю превратилось в фактор, который осложняет политическое положение страны и чрезвычайно затрудняет ее социально-экономическое развитие. #/comm#
После установления контроля над Аддис-Абебой лидер НФОТ и РДФЭН Мелес Зенави был провозглашен временным президентом Эфиопии. Определяющую роль в том, что в 1991 г. в Эфиопии не началась новая гражданская война, сыграл союз между РДФЭН и наиболее влиятельной из не входивших в "северный альянс" вооруженных организаций – Фронтом освобождения оромо (оромо составляют 40% населения страны). Это, собственно, и позволило сформировать Переходное правительство. Было также принято решение о создании нового законодательного органа – Совета представителей (СП), состоящего из 87 представителей от 20 политических группировок и этнических организаций. СП утвердил Мэлеса Зенави главой Переходного правительства. РДФЭН получил в Совете 32 из 87 мест, ФОО – 12, остальные достались различным партиям, организациям и социальным слоям.
Весной 1992 г. были проведены выборы в местные органы власти. РДФЭН жестко контролировал их подготовку и проведение. Поэтому ФОО и ряд других партий, представленных в правящей коалиции и в Совете представителей (как и многие партии, не представленные там), решили бойкотировать выборы. В результате во многих районах, населенных оромо, выборы были сорваны. Не будь этого, РДФЭН, скорее всего, утратил бы ведущие позиции из-за своей низкой популярности за пределами населенной тиграи провинции Тыграй, а также ввиду способности ФОО мобилизовать численно преобладающий оромский электорат. Согласно официальным данным, РДФЭН и его союзники получили около 90% голосов избирателей.
После выборов ФОО в знак протеста вышел из коалиционного правительства. Несколько других политических организаций, ранее поддерживавших Переходное правительство, также высказались за аннулирование результатов выборов. Заранее подготовленный к вооруженной конфронтации РДФЭН быстро подавил сопротивление ФОО и установил свой контроль над оромскими районами. Было арестовано и отправлено в тюрьмы и лагеря около 20 тыс. членов ФОО, а также их сторонников (включая детей и стариков).
В июне 1994 г. в Эфиопии прошли общенациональные выборы в Учредительное собрание. На них РДФЭН вновь применил тактику подавления своих политических соперников и независимой прессы. В выборах вновь не участвовали ФОО и большинство амхарских партий. В результате РДФЭН получил в Учредительном собрании 484 места из 547. Если судить по этим официальным результатам, то могло создаться впечатление, что несколько десятков депутатов были избраны от оппозиции. Это обстоятельство всемерно использовалось РДФЭН, чтобы создать впечатление о демократичном характере выборов. На самом деле 484 места достались четырем главным проправительственным организациям, которые объединились в составе единого РДФЭН, а именно: Народному фронту освобождения Тыграй, Национально-демократическому движению амхара, Народно-демократической организации оромо и Демократическому движению народов Южной Эфиопии.
#comm#Уловка властей состояла в том, что наряду с организациями–членами РДФЭН значительное число мест досталось тем организациям и партиям, которые, не будучи официальными членами Фронта, полностью поддерживали его политику, существовали благодаря его поддержке и сами по себе не имели в стране политического веса.#/comm#
Выборы были организованы таким образом, что у оппозиционных партий практически не было шансов на победу. В результате практически все места достались сторонникам РДФЭН, в составе Учредительного собрания было всего несколько реально независимых от правящего Фронта депутатов. По аналогичному сценарию были проведены следующие выборы в 2000 г., в результате которых в парламент прошло лишь 12 кандидатов от оппозиционных партий и 15 кандидатов из числа независимых.
В соответствии с конституцией 1994 г. страна получила новое название – Федеративная Демократическая Республика Эфиопия. Вместо Учредительного собрания был введен двухпалатный парламент в составе 548 членов Совета народных представителей и 117 членов Совета Федерации. Депутаты нижней палаты избираются прямым голосованием, а члены Совета Федерации – на собраниях представителей каждого из девяти штатов. В мае 1995 г. РДФЭН вновь одержал победу на выборах представителей девяти собраний штатов и депутатов Совета народных представителей.
В августе 1995 г. законодательная власть была официально передана Совету федерации. Согласно новой конституции, полномочия президента страны сильно ограничены, вся власть находится в руках премьер-министра – главы НФОТ и РДФЭН Мелеса Зенави (с 1991 г. занимавшего пост президента).
В мае 2005 г. в Эфиопии состоялись третьи по счету всеобщие выборы на многопартийной основе. Первые подсчеты в Аддис-Абебе и других городских округах свидетельствовали о том, что побеждают оппозиционные Коалиция за единство и демократию (создана в 2004 г.) и Объединенные эфиопские демократические силы (год основания 2001). В этих условиях власти не стали ждать подсчета результатов с сельских участков, заявили о массовых нарушениях, фальсификациях и необходимости пересчета голосов. После этого выборы превратились в откровенный фарс: в результате пересчета голосов и проведения повторных выборов практически все переизбранные депутаты оказались выдвиженцами РДФЭН, что и предопределило его победу.
РДФЭН вновь обеспечил себе подавляющее большинство мест в парламенте. Правда, значительно возросло и число депутатов от оппозиции: Коалиция за единство и демократию – 109 мест, Объединенные эфиопские демократические силы –- 52 места.
Часть оппозиции в очередной раз отказалась признавать официальные результаты и обвинила власти в фальсификации результатов выборов. Во время подавления массовых демонстраций протеста против фальсификации выборов в Аддис-Абебе было убито несколько десятков человек и несколько тысяч арестовано.
Легальную оппозицию поддержали организации, ведущие вооруженную борьбу против правительства (ФОО и другие). Они также заявили о массовой фальсификации результатов голосования в пользу правящей партии и призвали международное сообщество не признавать победу РДФЭН. В ответ власти арестовали сотни сторонников оппозиции и всех наиболее видных оппозиционных лидеров. Уже два года они продолжают оставаться под арестом в ожидании суда. Многочисленные обвинения в нарушении прав человека и протесты, в том числе со стороны международных гуманитарных организаций, никакого влияния на эфиопские власти не оказывают.
Нынешнее руководство Эфиопии во главе с Мелесом Зенави за 16 лет своего правления так и не смогло радикальным образом улучшить социально-экономическую ситуацию и предложить обществу реальный путь ускоренного и успешного развития. Страна продолжает входить в число беднейших стран мира с годовым доходом на душу населения около 120 долл. Это ведет к политической нестабильности, обостряет межэтнические и межконфессиональные проблемы.
#comm#Несмотря на тесные связи с США и ЕС, а также на декларативную приверженность нынешнего руководства Эфиопии принципам западной демократии, в стране сформировалась авторитарная модель господства одной партии и одного лидера – Мелеса Зенави. #/comm#
В настоящее время подобная форма правления является для страны исторически обусловленной, так как она позволяет сохранять единое эфиопское государство. Механическое перенесение западного парламентаризма на эфиопскую почву, проведение в стране действительно демократических выборов в условиях неразвитости гражданского общества и господства среди подавляющей части населения этнического и кланового самосознания повлекло бы за собой такое обострение этноконфессиональных противоречий, которое могло бы стать губительным для эфиопской государственности. В этих условиях обществу необходим длительный переходный период к демократии, который позволит сформировать достаточно развитое гражданское общество и при помощи государственного регулирования экономики обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие страны. Таким образом, нынешняя авторитарная модель в современной Эфиопии плоха не сама по себе. Главным ее недостатком остается то, что задача модернизации общества выполняется слишком медленно и непоследовательно, что ведет к росту протестных настроений и усиливает популярность оппозиции.
Оппозиционеры (да и значительная часть населения) называют сложившуюся в Эфиопии политическую систему этнократией, имея в виду господство северян-тиграи и фиктивность эфиопского федерализма. Администрация США "не замечает" грубых нарушений прав и свобод человека со стороны правящего режима, существование которого позволяет решать задачи американской политики в регионе. Вашингтон рассматривает Рог Африки в первую очередь в качестве удобного военно-стратегического плацдарма.
Применяемые нынешней американской администрацией военно-силовые методы решения международных конфликтов архаичны и неэффективны. Они не могут решить проблем и лишь обостряют ситуацию в регионе Большого Ближнего Востока и на Африканском Роге. Политика Вашингтона приводит к тому, что все большее число жителей Эфиопии начинает видеть подходящую для себя социальную альтернативу не в демократии западного типа, а в радикальном политическом исламе.
Острые социально-экономические проблемы Эфиопии не были решены под прежними лозунгами христианской монархии и научного социализма с его государственным атеизмом. Они продолжают сохранять свою остроту и в современных условиях, когда руководство страны декларирует свою приверженность либерализму и демократии западного образца. Закономерно, что на фоне дискредитации прежних идей и лозунгов в Эфиопии (особенно в ее южной части) набирает популярность их альтернатива в виде исламского пути общественного развития.
?>