Фактор Проливов
Маршрут из черноморских портов России через турецкие (черноморские) проливы Босфор и Дарданеллы является одним из основных для экспорта российской и казахстанской нефти. Ежегодно этим путем, ведущим в Эгейское море, Средиземноморье и к Суэцкому каналу, перевозится 70-80 млн тонн нефти и нефтепродуктов, то есть не менее трети общего объема российского экспорта углеводородов. И в случае, если, допустим, Турция в нарушение Конвенции Монтрё решится перекрыть Проливы, то в короткие сроки перенаправить эти потоки будет непросто. Однако такие возможности есть.
Еще в конце 1960-х были достигнуты советско-турецкие договоренности об увеличении советского нефтеэкспортного потока именно через Босфор и Дарданеллы. Поэтому перекачка нефти по трубопроводной системе «Дружба» (РСФСР-Белоруссия-Украина с ветками в Польшу, ГДР, Венгрию, Чехословакию, Хорватию), действующей с середины 1960 гг., увеличивалась медленнее, чем перевозки через Проливы. Доля этих перевозок к середине 1980-х превысила 40%. В дальнейшем в РФ были реализованы трубопроводные проекты к портам Финского залива; увеличилась мощность ряда участков «Дружбы». Это позволило немного уменьшить значение Проливов, но всё равно черноморская артерия по-прежнему остается среди важнейших нефтеэкспортных маршрутов. Заметим, что из Новороссийска этим путем экспортируется также азербайджанская и туркменская нефть. Так что у Турции соблазн использовать фактор Проливов для политического давления на Россию существует.
Но, согласно международной Конвенции Монтрё, подписанной в 1936 г., за торговыми судами всех стран сохраняется свобода прохода через Проливы, как в мирное, так и в военное время.
Лишь режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Вместе с тем, в случае участия Турции в войне, а также, если Анкара посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через Проливы любых военных судов. А во время войны, в которой Турция не участвует, Проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Именно это положение, как опасаются некоторые российские эксперты, позволяет Анкаре в любой момент закрыть проход российским кораблям из Чёрного в Средиземное море.
Еще в середине 1990-х Турция, напомню, чинила препятствия для танкеров, следовавших через проливы из Новороссийска и Туапсе.
Дескать, эти суда ухудшают экологическую ситуацию из-за протечек нефти или не соответствуют установленным для прохода через Проливы техническим габаритам и т.п. По оценкам Минтранса РФ и Союза российских судовладельцев, эти меры обошлись России минимум в 500 млн долл.
В тот же период строился трубопровод из Азербайджана к турецкому порту Джейхан через Грузию и юго-восточную Турцию, то есть в обход России и черноморских проливов. Показательно, что после завершения строительства основной части маршрута в начале 2000-х претензии к судам, следовавшим через Проливы из российских портов, прекратились. Если же снова возникнут аналогичные или более сложные проблемы, то транспортируемая этим путем нефть, по прогнозам «Транснефти», Минэнерго РФ и ряда других источников, может быть перенаправлена на действующие трубопроводные маршруты в страны Восточной Европы и к портам Финского залива.
Могут быть также реализованы замороженные еще в 1970-х - 1990-х проекты нефтепроводов из РФ через Белоруссию, Венгрию и Сербию к портам Словении, Греции и Черногории.
Именно такие варианты имел в виду заместитель директора Департамента международного сотрудничества Минэнерго РФ Александр Абрамов в своем недавнем выступлении на экспертном совете Минэнерго и «Транснефти», когда сказал: «...совместно прорабатываются вопросы маршрутов, обходящих черноморские проливы: хотя некоторые проекты по экономическим и политическим причинам осуществлены не были, активная работа по ним продолжается».
Отметим, пока нет достаточных оснований полагать, что Турция решится нарушить международные правила грузового (и военного) судоходства через Проливы. Но в любом случае зависимость от этого маршрута нужно, по возможности, уменьшить. Тем более, что напряжение в российско-турецких отношениях не снижается.
?>