Догнать Китай
В Китае 26 марта завершился ежегодный Боаоский азиатский экономический форум. Форум в Боао показал, что экономическая глобализация, результатами которой сполна воспользовался Китай, рассматривается в Пекине как неизбежный результат научно-технического прогресса и, одновременно, как условие дальнейшего научно-технического, а, следовательно, и экономического развития стран и народов, в том числе, и Китая.
Поэтому новую версию глобализации Китай связывает, во-первых, с укреплением своего экономического лидерства, а во-вторых - с задачей перевода китайской экономики на путь инновационного развития, что означает увеличение в ВВП доли продукции высокотехнологичных отраслей и инновационных производств.
Этот курс был обозначен и на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 12-го созыва (5-15 марта). При этом экономические показатели КНР за 2016 год и план социально-экономического развития страны на 2017 год свидетельствуют о высоких темпах экономического роста Китая, хотя и с некоторым замедлением. В 2016 году ВВП Китая вырос на 6,7 % по сравнению с предыдущим годом; на 2017 год запланирован рост ВВП на 6,5%.
На этом фоне затяжная экономическая стагнация в России (осложнённая падением ВВП в 2015 и 2016 гг.) оборачивается нарастанием разрыва в объёмах и качественных показателях российской и китайской экономик. Вызовом низкого экономического роста является, среди прочего, риск превращения России в «младшего», т.е. слабого партнёра в группе БРИКС и в проекте «экономический пояс Шёлкового пути» (ЭПШП).
При условии продолжения данной тенденции Россия не сможет воспользоваться наиболее выгодными возможностями ЭПШП, например, в части привлечения высоких технологий и инвестиций в реальный сектор экономики.
Экономические успехи Китая, как и иных партнёров по БРИКС, снова остро ставят вопрос о неотложном переходе России к форсированному экономическому росту.
Если ещё в начале десятых гг. XXI века ускоренный – выше мировых темпов - экономический рост мог показаться желательной, но необязательной целью экономической политики, то в данный момент его достижение объективно стало для России государственной необходимостью. От выхода российской экономики на не менее 5-6% темпа ежегодного роста ВВП, причём за счёт преимущественно обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности, зависит уже не просто рост благосостояния россиян и социальная стабильность в стране, но и национальная безопасность государства.
Ситуация с отставанием РФ от своих ближайших стратегических партнёров, в первую очередь Китая и Индии, усугубляется заметным повышением качества экономического роста КНР. Китай увеличивает вклад в ВВП наукоёмких производств и инновационной продукции новых отраслей промышленности.
Так, в 2016 году стремительно развивались новые отрасли, базирующиеся на высоких технологиях. Согласно данным Госуправления статистики Китая за прошлый год, например, объем производства автомобилей, работающих на новых источниках энергии, вырос на 40%, объем производства промышленных роботов -- на 30,4 %.
Продуманная государственная политика Пекина в области наукоёмких и высокотехнологичных производств направлена на «совершенствование механизма долгосрочной и устойчивой поддержки фундаментальных и креативных исследований», «создание важных государственных объектов научно-технической инфраструктуры и инновационно-технологических центров».
При этом ставится двоякая задача – во-первых, развивать новые стратегические производства на инновационных технологиях, которые создают принципиально новую наукоёмкую продукцию и, во-вторых, модернизировать традиционные производства. В первом случае речь идёт об ускорении разработок технологий в области новых материалов, искусственного интеллекта, интегральных схем, мобильной связи пятого поколения и пр. Во-втором – планируется внедрить новые технологии в традиционных отраслях промышленности, например, в металлургии, и в результате, повысить произволительность труда и снизить себестоимость продукции.
Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в докладе о плане социально-экономического развития Китая на 2017 год отметил, что Китаю предстоит в текущем и в следующие годы совершить рывок в использовании инноваций для модернизации реального сектора экономики.
В условиях усиливающегося экономического разрыва России и её основных стратегических партнёров, уменьшения доли российского ВВП и ЕАЭС в целом в мировом ВВП технологические преимущества РФ в ряде важных отраслей в среднесрочной перспективе будут утрачены. В настоящее время на ЕАЭС приходится всего 3,5% мирового ВВП и 2,8% международной торговли.
Чтобы быть интересной и полезной своим быстро развивающимся партнёрам и друзьям, как по БРИКС, так и по ЕАЭС, РФ должна иметь непрерывно растущую и высокотехнологичную экономику, сопоставимую по объёму ВВП и технологическому развитию с их экономиками. Особенно это важно в формате ЕАЭС, поскольку здесь РФ является локомотивом интеграции, а самый экономически крупный партнёр РФ – Китай выступает локомотивом проекта ЭПШП, в который входят большинство участников ЕАЭС.
При этом важно понимать, что проект ЭПШП сам по себе не запустит экономический рост России требуемого качества. Но в условиях направляемого государственной политикой развития российской промышленности проект ЭПШП, действительно, может стать весомым фактором развития российской экономики и ЕАЭС в целом.
Проблема в том, что в отсутствие собственных чётких целей экономического роста и внятной промышленной политики экономические проекты в России будут направляться иностранным финансированием, которое будет исходить, что естественно, из соображений экономического развития зарубежных партнёров, а не самой России.
Например, Китай, с учётом задач собственного экономического развития и интересов конкуренции с США, нацелен на финансирование в России конкретных проектов, прежде всего, в сырьевых отраслях – в топливно-энергетическом секторе и в сельском хозяйстве. Есть проекты с китайскими инвестициями и в транспортной отрасли, но здесь уже возникают проблемы с локализацией высокотехнологичного производства в России, например, производства локомотивов для высокоскоростных железных дорог.
Так, летом 2016 г. планировалось создать совместное с китайской компанией производство высокоскоростных поездов с локализацией до 80% на территории России под магистраль Москва – Казань, строительство которой намечено в рамках сотрудничества РФ с КНР по проекту ЭПШП. Но на данный момент имеются противоречащие этим планам заявления китайской стороны о намерении поставить к 2020 году готовые вагоны.
В то же время установка на мощный высокотехнологичный экономический рост в качестве определяющей цели, которой подчинены иные задачи экономической политики, формирует понимание того, какие отрасли промышленности следует сделать локомотивами развития и, соответственно, направлять туда иностранные капиталовложения. В том числе, и в первую очередь – китайские.
Тем более, что ограничение присутствия китайских инвесторов в экономике США и проект ЭПШП создают реальную возможность использования свободного китайского капитала и китайских высоких технологий, как существенный вспомогательный фактор роста российской экономики.
При условии значительного увеличения доли ВВП РФ в мировой экономике, Россия и ЕАЭС в целом могли бы претендовать на полноценное участие в новом центре мировой экономической системы, которая создаётся проектом ЭПШП. То есть, не отставать от Китая, полноценно используя возможности взаимовыгодного торгового сотрудничества со второй (пока) экономикой мира.
Специально для «Столетия»
Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.
?>