Давайте жить дружно...
После состоявшихся недавно визитов в Москву главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса, лидера ХАМАС Халеда Машааля и премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху активизировались разговоры о роли России в ближневосточном урегулировании.
Теперь Москва готовится принять квартет посредников, куда помимо нее, входят США, Евросоюз и ООН - что он будет обсуждать в нынешней ситуации, правда, пока непонятно - а также продвигает идею собрать у себя новую международную конференцию по ближневосточному урегулированию. Израиль весьма негативно к ней относится, поскольку считает, что все вопросы должны решаться исключительно между ним и палестинцами и опасается оказаться на конференции в изоляции. Кроме того, его присутствие будет исключено в случае появления там представителей ХАМАС - так что идея конференции повисает в воздухе. Видимо, никаких существенных сдвигов в этом вопросе на переговорах Б. Нетаньяху с российским руководством не произошло, поэтому обе стороны и постарались компенсировать этот пробел, сделав акцент на исключительно теплых двухсторонних отношениях и небывалом уровне взаимопонимания.
Особое положение Москвы по отношению к основным сторонам ближневосточного конфликта объясняется тем, что она поддерживает хорошие отношения со всеми сторонами конфликта. И с израильскими властями, особенно с министром иностранных дел лидером партии «Наш дом — Израиль», выходцем из СССР Авигдором Либерманом. И с Махмудом Аббасом и палестинским движением сопротивления в целом. И - с руководством ХАМАС, за последнее время трижды побывавшим в нашей стране. Несмотря на жесткий международный бойкот, Москва обещала помочь в подготовке палестинских полицейских и выделила для них 40 БТРов со снятым вооружением. Правда, из-за проволочек Израиля машины так пока и не добрались до пункта назначения. Оказывает Россия автономии и посильную финансовую помощь.
А еще «особое положение» объясняется тем, что в Москве каждой из сторон говорят, прежде всего, то, что ей хотелось бы услышать. При всех достоинствах подобного подхода, его явно недостаточно, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Для того чтобы выдвигать партнерам веские и не всегда приятные аргументы и обеспечить их убедительность, России пока, видимо, не хватает политического и финансово-экономического веса и, быть может, четкого видения своих реальных интересов в этом регионе. Память же о почившем в бозе СССР тут ничем не поможет, наоборот, способна ввести в опасное заблуждение.
Да и в России единого мнения нет. Одни призывают сделать безоговорочную ставку на Махмуда Аббаса, дав ему карт-бланш на вступление в любые переговоры с Израилем, а также на ФАТХ и возглавляемую ей Организацию освобождения Палестины - как единственного представителя палестинского народа. Другие полагают, что главное условие для продвижения по пути ближневосточного урегулирования – преодоление межпалестинских разногласий и объединение всех отрядов движения сопротивления на демократической патриотической основе.
Есть еще и американская дипломатия. Представитель президента США Джордж Митчелл, по образному выражению видного израильского сторонника мира Ури Авнери, как кенгуру с пустым карманом, скачет по столицам региона, но добиться чего-либо путного ему не удается. Пока не удается? Барак Обама сделал ближневосточное урегулирование одним из основных пунктов своей внешнеполитической программы и первоначально поддерживал тезис палестинцев о полном замораживании строительства еврейских поселений - как условия возобновления мирного процесса. Но это – в прошлом, сегодня он вынужден признавать, что переоценил свои возможности и недооценил сложность ситуации.
Под упущенными возможностями, видимо, подразумеваются безуспешные попытки Вашингтона оказать давление на Израиль и противостоять могущественному произраильскому лобби в Америке.
Теперь Вашингтон – для спасения лица - вероятно, удовлетворился бы возобновлением любой ценой формальных палестино-израильских переговоров. Мишень его давления сменилась, теперь это руководство Палестинской автономии – его в США сегодня считают самым слабым, а, значит, и наиболее податливым звеном в конфликте.
Поэтому Джордж Митчелл, в ходе последних поездок в регион, предложил рад промежуточных мер, которые способствовали бы созданию некой атмосферы доверия и сделали возможными переговоры. Среди них - снятие большинства израильских блокпостов на Западном берегу, которые препятствуют нормальному ходу жизни, освобождение некоторого количества палестинских заключенных из израильских тюрем, оказание экономической помощи администрации автономии и смягчение блокады сектора Газа. То есть, американский посланник предлагает то, на что могли бы давно пойти власти Израиля, чтобы сделать Махмуда Аббаса более сговорчивым при обсуждении условий урегулирования. Это может выглядеть очень эффективно в сравнении с крайне жесткой израильской политикой в отношении контролирующего сектор Газа ХАМАС: награждать тех, кто настроен на сотрудничество с Тель-Авивом на его условиях и жестоко карать тех, кто этого не приемлет.
Судя по последним заявлениям палестинского лидера, диалог может быть возобновлен. Но - если хотя бы на три месяца все-таки будет объявлен мораторий на колонизацию и правительство Беньямина Нетаньяху, в принципе, согласится признать границу между Израилем и Палестиной по линии 1967-го с последующим обменом территорий. Что косвенно подразумевает: основные еврейские поселения, считающиеся незаконными с точки зрения международного права, останутся на своих местах, а палестинцы получат территориальную компенсацию, видимо, в основном за счет пустынных районов Израиля. Восточный же Иерусалим, за исключением отстроенных еврейских предместий, отходит к палестинцам.
Конечно, этот вариант развития событий маловероятен. С декабря 2008-го, когда началась израильская операция против сектора Газа, и без того бесплодные переговоры между Израилем и Палестинской автономией были прерваны. В Тель-Авиве на смену правительству Эхуда Ольмерта пришло крайне правое правительство Беньямина Нетаньяху. Да, сегодня он согласен на 10 месяцев приостановить расширение еврейских поселений – но только на Западном берегу, а не в Восточном Иерусалиме, который аннексирован еще в 1980-м и считается частью неделимой столицы Израиля. Нехотя допуская некую форму государственности для палестинцев, премьер утверждает, что под предлогом обеспечения пресловутой безопасности в любом случае сохранит присутствие израильских войск на палестинских землях. Что ж, Махмуд Аббас прямо заявил: если предложенные им условия будут отвергнуты, он не выставит своей кандидатуры на будущих президентских выборах в Палестинской автономии, после чего Соединенные Штаты и Израиль лишатся наиболее «договороспособного» партнера…
Сами палестинцы долгое время уповали, в основном, на международную законность, внешних заступников и покровителей и «мировое общественное мнение, которое должно заставить Израиль пойти на справедливое урегулирование» - как выражались раньше.
Сегодня среди них крепнет убеждение, что ключ к освобождению от оккупации и созданию собственного суверенного государства - в массовом мирном движении населения.
Большую роль может сыграть и помощь арабо-мусульманского мира палестинскому народу. И – та самая международная солидарность.
Конечно, стало банальностью утверждать, что мирный процесс на Ближнем Востоке уперся в глухую стену. Однако верно говорил классик политэкономии, что в реальной жизни тупиков не бывает, они возникают лишь в головах отдельных людей. В данном случае – политиков.
?>