Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
ЧФ и «Южный поток»

ЧФ и «Южный поток»

10 июня в Киеве состоится очередное заседание межправительственной российско-украинской Подкомиссии по Черноморскому флоту
Лариса Усова
10.06.2009
ЧФ и «Южный поток»

Эти переговоры будут проходить на фоне практически замороженных российско-украинских контактов на высшем уровне. Недавно Д. Медведев не выразил заинтересованности во встрече с В. Ющенко в рамках Санкт-Петербургского экономического форума. После этого поездка президента Украины в Петербург утратила смысл.

В этих условиях за переговорами по Черноморскому флоту, повестка которых носит традиционный характер - инвентаризация, принадлежность маяков, замена техники и вооружений, экология и т.д. - скрывается настойчивое стремление В. Ющенко через контролируемый им МИД максимально усложнить базирование Черноморского флота в Севастополе и Крыму, что полностью отвечало бы интересам политики США в регионе Чёрного моря. Весьма вероятно, что украинская сторона вновь попытается поднять тему вывода Черноморского флота.  

Неслучайно недавно отстранённый от должности министр обороны Украины Юрий Ехануров вновь обращался к теме базирования Черноморского флота, выступив с заявлением о якобы ведущейся подготовке к его выводу из Севастополя в 2017 году. Российская сторона не стала комментировать это заявление, видимо, полагая достаточным разъяснение министра иностранных дел Сергея Лаврова в сентябре 2008 года, что в настоящее время этот вопрос неактуален, а переговоры о продлении базирования Черноморского флота российская сторона будет вести уже с другим правительством Украины ближе к 2017 году.  

Развитие событий в регионе Чёрного моря демонстрирует очевидную необходимость сохранения Черноморского флота с базой в Севастополе.

Достаточно вспомнить кавказские события лета прошлого года, вызывающий заход в Чёрное море сразу десяти кораблей НАТО, заявленные планы о возможности передачи Украине трёх фрегатов ВМС США и начало подготовки их украинских командиров, создание баз альянса в Болгарии и Румынии.

Всё это происходит на фоне звучащих на Западе призывов к отмене конвенции Монтрё как «устаревшей», неопределённости морской границы в Азовском море, разграничения Керчь-Еникальского канала, проблемной ситуации с признанием морских границ Абхазии, дискуссий вокруг прикерченского шельфа с потенциальными запасами газа, который вызывает пристальный интерес американских компаний.  

Для России Чёрное море имеет и особое транзитное значение в связи с проектами нефтяного маршрута Новороссийск-Бургас-Александруполис и газовой подводной магистрали «Южный поток» в Европу. Они призваны сохранить «привязку» к России таких ключевых ресурсных государств, как Казахстан и Туркменистан, нейтрализовать планы Евросоюза о строительстве обходных путей и избавиться от монополии на транзит со стороны Украины.  

Последнее обстоятельство вызывает особую обеспокоенность в Киеве и, как призналась Ю. Тимошенко, недавняя договорённость с Еврокомиссией относительно модернизации украинской газотранспортной системы должна помочь избежать строительства в том числе «Южного потока», проект которого находится на стадии технико-экономического обоснования.  

С учётом всех этих аспектов становится очевидно, что реализация проекта «Южный поток» по дну Чёрного моря, которому столь большое внимание уделяют Д. Медведев и В. Путин, потребует не только значительных финансовых и дипломатических усилий на государственном уровне, но и повышенного внимания к обеспечению его безопасности.

В этом контексте достаточно беглого взгляда на карту Чёрного моря, чтобы увидеть, что именно Черноморский флот из своей базы в Севастополе может наиболее эффективно обеспечивать безопасность этого стратегического для России маршрута.

 

В случае, если России не удастся обеспечить надёжную безопасность «Южного потока», это резко усилит перспективы патронируемого Евросоюзом газопровода «Набукко» в обход России, что могло бы привести к нежелательным геополитическим последствиям и утрате Россией позиций в Закавказье, районе Каспия и в Центрально-Азиатском регионе.  

В связи с этим становится более понятным, почему с осени прошлого года представители США и НАТО усилили своё внимание к Севастополю и предлагают Украине «помощь» в возможной демилитаризации города после 2017 года, а В. Ющенко после этого издал указ о разработке мероприятий об использовании инфраструктуры Севастополя «в невоенных целях».  

По странному стечению обстоятельств эти шаги совпали с подписанием в конце 2008 года Хартии о стратегическом партнёрстве между США и Украиной, из которой недвусмысленно следует, что Америка распространяет свои интересы в области обороны и безопасности на весь регион Чёрного моря.  

Фактически, речь идёт о попытках «мягкого» выдавливания России из Севастополя и Крыма, что приведёт к утрате наших позиций в целом в регионе Чёрного моря.  

Как представляется, эти и другие обстоятельства являются веским основанием для того, чтобы, несмотря на тяжёлые кризисные явления, Россия не ослабляла своего внимания к Черноморскому флоту и Севастополю, без которых сохранение её позиций на Кавказе, а также реализация амбициозного проекта «Южный поток» могут оказаться под большим вопросом. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.