Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Британские мусульмане

Британские мусульмане

Социально-экономические корни радикализма
Таир Аббас
20.05.2009
Британские мусульмане

За последние 12 лет проводимый политический курс привел к беспрецедентному неравенству в британском обществе, а долги государства и отдельных граждан выросли до таких показателей, которые раньше и вообразить было нельзя. Так как же этот растущий разрыв в обществе скажется на отношениях мусульман и немусульман, и окажет ли он влияние на вопросы интеграции, мультикультурализма и на развитие радикальных идей (в частности, в политике)?

Говорят, мы живем в сложные времена. Но сегодня жизнь не более сложна, чем в недавнем прошлом. Люди снова ощущают над собой прессинг экономики, находящейся в депрессии, обманутых ожиданий, общего снижения уровня жизни и мыслей о том, что дальше будет только хуже. По сравнению с 1997 годом, годом прихода к власти «новых лейбористов», унаследовавших от консерваторов продолжающийся экономический бум, когда казалось, что в будущем будет только лучше, мы прошли определенное развитие. 

Городские сообщества Британии сегодня меняются со скоростью, невообразимой ранее, однако британские мусульмане все еще сталкиваются с серьезными экономическими и социальными препятствиями, мешающими им воспользоваться возможностями, доступными для остальных. Это происходит потому, что у них нет реального выбора, а не потому, что они не желают интегрироваться в британское общество. Эта проблема остается нерешенной много лет, так как попытки решить ее всегда были направлены не по адресу, даже спустя десятилетия, потраченные в стремлении возродить и раскрасить жизнь угасающих постиндустриальных городов центральной и северной части страны.  

Очевидно, что на наших глазах происходит разделение как британцев вообще, так и британских мусульман, на «северных» и «южных».

Две трети мусульман Британии живут в Лондоне, и разнообразие имеющихся здесь сект, культур и традиций как нельзя лучше отражает многообразие исламского мира.

За пределами Лондона, ближе к северу Англии, мусульманское население будет, скорее, моноэтническим и монокультурным. Эти люди, выходцы из Южной Азии, чаще всего страдают от социально-экономической неустроенности и системных препятствий. Это и высокий уровень безработицы, и неподходящее жилье, и проблемы со здоровьем...  

К тому же, представители народностей, традиционно исповедующих ислам, становятся жертвами расистских нападок и дискриминации. С этими проблемами сталкиваются представители всех слоев общества. В этом отношении претензии можно предъявить и к судебной системе, и к средствам массовой информации, и к политикам, а также к тем, кто в целях поддержки этнических и религиозных меньшинств профессионально занимается созданием и развитием соответствующей инфраструктуры и институтов, которые в своем развитии отстают лет на тридцать. Финансирование проектов, которые могли бы помочь решить эти проблемы, воспринимается исключительно как часть кампании по борьбе с экстремизмом, хотя на самом деле это необходимый элемент базового инфраструктурного развития сообщества.  

Проблема роста экономического и социального неравенства связана и с более обширными проблемами, такими как отчуждение, дискриминация, изоляция, смещение социальных функций, которые делают молодых людей, как мусульман, так и не мусульман, уязвимыми перед силами политического радикализма, когда ненависть к «другому» ведет к вспышке насилия. Плодородной почвой для подобных настроений является локальная напряженность, конфликты, лишения. А когда неудовлетворенность подпитывается политической идеологией, результат может быть очень опасным.

Местные радикальные группы, играющие на разочаровании молодых людей, чаще всего мужчин, в жизни часто используют одну и ту же, но достаточно значимую идею – идею альтернативного общественного устройства.

Это побочный эффект воздействия глобализации на жизнь малых общин, усиливающийся к тому же благодаря витающей среди мусульман идее о всемирном мусульманском халифате. Сегодня, когда мы снова вспоминаем о террористической атаке на Лондон 7 июля, важно отметить, что все террористы были выходцами из нищих семей, сыновьями мигрантов первого или второго поколения, которые приехали на заработки на север, чтобы через каких-то десять лет столкнуться с тем, что их квалификация никому не нужна. Многие из арестованных тогда преступников и подозреваемых были родом из тех же бедных районов страны.  

Сегодня, когда в центре внимания политиков находится идея общих ценностей, - которая не может подменить собой решение реальных проблем, способных разделить сообщества, более серьезных, чем культурные – появляется серьезная опасность: а) отвлечь внимание от истинных причин радикализации, б) увлекшись антитеррористической политикой, усугубить проблему. Такая политика уже проявляла себя как бесперспективная, недальновидная, чрезмерная и, как показало недавнее прошлое, катастрофически неэффективная. Минимум раздумий, поспешность действий – и последствия оказываются слишком серьезными.  

Для того чтобы мусульмане стали активными, заинтересованными участниками общественной жизни, они должны не только иметь общие ценности с остальными, но и равные возможности, их усилия должны приносить такой же результат, как и усилия других граждан. Необходимо сосредоточиться на построении прочных основ экономической и социальной стабильности для мусульман. Проблема не в недостатке общих ценностей или общих целей, и не в понимании того, что значит «британец», «мусульманин» или «меньшинства», а в более серьезных вопросах, разъединяющих людей: расизме, дискриминации, ширящемся экономическом неравенстве – причем, все это на фоне регресса в развитии, европеизации и глобализации посткризисного мира.  

Пока эти проблемы не решены, предстоит о многом побеспокоиться. Очень важно задуматься о перспективах развития мусульманской общины, особенно в депрессивных районах страны, иначе потенциал для проникновения радикальных идей будет только расти.  

Доктор Таир Аббас – преподаватель социологии и учредительный директор Центра по этнокультурным исследованиям в Бирмингемском университете. В этой статье он излагает личную точку зрения, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Университета.   

Перевод Дарьи Ванчковой 



Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.