Бишкек - Астана - Минск
Конец мая ознаменовался целой серией мероприятий в рамках ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭс и Таможенного союза, которые прошли сразу в трех странах Содружества: Бишкеке, Астане и Минске. Такой плотный график встреч и переговоров говорит о том, что на фоне событий на Ближнем Востоке в рамках проекта евразийской интеграции происходит явное оживление. Посмотрим на прошедшие события более подробно.
Начало целому ряду встреч на высшем уровне было положено в Бишкеке 27 мая. В этот день в столице Киргизии состоялись сразу два заседания - комитета секретарей советов безопасности (КССБ) Организации Договора о коллективной безопасности и Совета министров иностранных дел (СМИД) ОДКБ.
И если на встрече секретарей советов безопасности стран ОДКБ ожидаемо обсудили организацию взаимодействия государств - членов ОДКБ в борьбе с терроризмом, экстремизмом и трансграничной преступностью, а также пограничную безопасность с учетом развития ситуации в Афганистане, то в ходе встречи министров иностранных дел шести государств-членов ОДКБ произошел обмен мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня в сфере международной безопасности с учетом развития ситуации как в Афганистане, так и на Ближнем Востоке. Затем состоялось совместное заседание СМИД-СМО-КССБ стран-членов ОДКБ.
После проведенной 27 мая достаточно серьезной интеллектуальной артподготовки, 28 мая в Бишкеке прошел неформальный саммит лидеров стран ОДКБ в составе президентов Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В повестку дня неформального саммита ОДКБ были включены вопросы, связанные с обеспечением безопасности центральноазиатского региона после вывода коалиционных войск из Афганистана в 2014 году.
Помимо этого, Нурсултан Назарбаев, Алмазбек Атамбаев, Владимир Путин и Эмомали Рахмон обсудили вопрос строительства железной дороги Россия-Казахстан-Киргизия-Таджикистан. Данный вопрос вносился по инициативе киргизской стороны, накануне данное предложение также было поддержано президентом Таджикистана. Кроме этого, состоялись двусторонние контакты лидеров России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
Таким образом, внешнеполитическая проблематика была дополнена серьезными инфраструктурными проектами, способствующими стабилизации экономического и, как следствие, политического положения в странах Средней Азии.
При этом необходимо помнить, что с этой же целью в конце апреля председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов предложил до 2020 года вложить в экономику среднеазиатских государств порядка 12 млрд долларов российских инвестиций, а в начале мае специальная правительственная комиссия одобрила предложение главы Госнаркоконтроля Виктора Иванова о создании Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии (РКС ЦА).
Согласно сообщениям СМИ, будет создана еще одна государственная структура, которая займется приобретением акций центральноазиатских ГЭС, птицеводством и высокотехнологичной промышленной сборкой. Разработать проект создания корпорации поручено правительственной комиссии с участием "Внешэкономбанка". Стоимость реализации проекта на первоначальном этапе составляет два миллиарда рублей. Т.е. достаточно взвешенной и продуманной идее Юрия Крупнова был дан ход.
С учетом весьма возможной попытки дестабилизации стран Средней Азии со стороны внешних сил после вывода американских войск из Афганистана, этот шаг представляется верным и своевременным: если люди получат стабильную работу и увеличат свои крайне низкие доходы, это самым серьезным образом поможет изменить весьма неблагоприятный внешнеполитический и экономический контекст вокруг стран Средней Азии в последние годы.
Продолжилось общение лидеров постсоветских стран уже 29 мая в Астане, где президенты России, Беларуси и Казахстана провели заседание Высшего евразийского экономического совета, главного органа Таможенного союза. Главным и, без сомнения, сенсационным итогом стало решение запустить с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз без режима изъятий и ограничений. Главная роль в этом процессе, конечно, принадлежит России, которая готова отказаться от пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов.
Особо оценила данную серьезную уступку со стороны России Беларусь, т.к. отказ от пошлин делает процесс переработки российской нефти на двух белорусских НПЗ еще более прибыльным. "Мы приветствуем решения руководства России о том, что и в нефтяном блоке они готовы отказаться от пошлин во взаимной торговле. Это отрицательно скажется на доходах российского бюджета, но зато они выиграют в другом", - заявил премьер-министр республики Михаил Мясникович.
Очевидно, что данное решение Москвы серьезно скажется на доходах российского бюджета. Каким образом будут компенсированы и будут ли вообще компенсированы эти потери - покажет время. Вместе с тем также очевидно, что строительство общего дома предполагает компромиссы.
В прошлом году Беларусь пошла на серьезный компромисс, связанный с прикрытием автомобильного бизнеса перегонщиков и перекупщиков, сегодня это сделала России, завтра в целях общего дела чем-то поступится и Казахстан.
И если в вопросах экономической выгоды еще остается много подводных камней, то, что касается вопросов политической интеграции и роста доверия стран друг к другу, то здесь налицо огромные изменения . Россия сделал широкий жест, и это по достоинству оценено партнерами.
Прояснили лидеры Таможенного союза и свою позицию относительно перспектив политической интеграции стран ТС. Наиболее емко по этому поводу выразился президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. "Интеграционный процесс должен протекать эволюционно, надо объединять усилия, искать точки соприкосновения и делать это поэтапно. Я хочу подчеркнуть, что никакой передачи политических функций, ущемляющих независимость государств, в наднациональные органы не планируется. Это чисто экономическая интеграция. Конечно, если интеграция будет углубляться, мы почувствуем, что потом нужны будут какие-то новые вещи, например, пересечение границ, пересечение границ для людей, товаров, услуг, работа банков - мы это будем решать. Это жизнь покажет", - отметил президент Казахстана на пресс-конференции в Астане по итогам переговоров лидеров стран Таможенного союза, Украины и Киргизии в формате "пятерки".
Т.е. пока на сегодняшний день вопрос политической интеграции тройки остается за скобками. Вместе с тем, как показывает анализ прошедших в Бишкеке, Астане и Минске мероприятий, это действительно сейчас не главное, т.к. нынешние формы и форматы политического взаимодействия стран Таможенного союза позволяют вполне успешно решать стоящие перед объединением задачи и проблемы. Что касается будущих перспектив, то более явственно они станут проступать ближе к 2015 году. Поэтому сегодня, собственно говоря, торопиться и не стоит, время еще есть. Главное, сохранить темпы экономической интеграции и успеть разработать необходимый пакет документов для вступления в силу Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года.
Еще одним важным итогом встречи в Астане стало решение президентов России, Беларуси и Казахстана о предоставлении статуса страны-наблюдателя в Таможенном союзе Украине и Киргизии, что и было зафиксировано в соответствующих соглашениях уже 31 мая в Минске на саммите Совета глав правительств государств-участников СНГ.
И если для Украины данный шаг является лишь продолжением ее игры на противофазе между Евразийским и Европейским Союзом, то для Киргизии этот шаг является осознанной необходимостью, т.к. иных вариантов экономического выживания у нее просто нет.
В противном случае, экономике страны грозит развал, а политической системе – уничтожение, что в совокупности может привести к распаду и так чрезвычайно конфликтогенного государства.
Еще одним следствием формирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза является то, что свое существование прекратит ЕврАзЭС - все его институты перейдут в Евразийский союз. Заявление президентов по этому вопросу подтвердил первый зампред правительства России Игорь Шувалов: "Все, что наработано к настоящему моменту - большая правовая база, межпарламентская ассамблея, суд ЕврАзЭС - это все превратится в институты Евразийского экономического союза. Сегодня дискуссия по этому поводу завершена и решение принято окончательно". Таким образом, в ходе евразийской интеграции происходит отмирание некоторых дублирующих и поэтому уже ненужных для дальнейшего поступательного развития структур.
Также Шувалов проинформировал об основном итоге заседания Высшего евразийского экономического совета в Астане с участием Владимира Путина, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева:
"Главное, что сегодня было подтверждено президентами, все четыре свободы - товаров, услуг, капитала, рынка труда - все должно действовать в едином экономическом пространстве с 2015 года без изъятий, это самое важное решение, которое сегодня состоялось".
При этом он отметил, что исключения из четырех свобод будут носить скорее временный характер.
Кроме того, на встрече в Астане президентами был подписан ряд документов, в частности - о реализации основных направлений интеграции, создании интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, расширении взаимодействия в сфере статистики, согласованной агропромышленной политике России, Белоруссии и Казахстана. Президенты стран ЕЭС подписали также меморандумы об углублении взаимодействия с Украиной и Киргизией.
Что касается статуса наблюдателей, который получили Украина и Киргизия, то они получили право присутствовать на открытых заседаниях Высшего Евразийского экономического совета, но не участвовать в принятии решений. Согласно меморандуму Украина и Киргизия смогут также получать копии документов, принятых ВЕЭС и ЕЭК, за исключением документов, содержащих информацию ограниченного распространения (конфиденциальных и для служебного пользования) и направлять свои предложения в ЕЭК.
Со своей стороны, Украина и Киргизия декларируют намерения соблюдать принципы, зафиксированные в документах, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов ТС и ЕЭП.
31 мая уже в Минске состоялись сразу два масштабных события - заседание Совета глав правительств СНГ и Форум деловых людей государств-участников Единого экономического пространства, который собрал более 600 участников из более чем 15 стран мира.
В заседании Совета глав правительств стран СНГ в Минске приняли участие представители всех одиннадцати стран, которые подписали более 30 документов. В частности, подписан Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли между сторонами и Республикой Узбекистан.
Что касается Форума деловых людей государств ЕЭП, то в Минске состоялся уже третий по счету форум, до этого два мероприятия прошли в 2011-м в Москве и в 2012-м в Санкт-Петербурге. Глобальная цель форума, как заявляют его организаторы, это укрепление кооперационных связей в ЕЭП, обсуждение проблемных вопросов в сфере ведения бизнеса в Таможенном союзе. По итогам работы форума подписаны девять соглашений о сотрудничестве между компаниями стран Таможенного союза.
Таким образом, мы видим, что за пять дней произошел не просто целый ряд весьма знаковых мероприятий в рамках евразийских интеграционных образований, а был принят целый ряд прорывных решений в деле создания полноценного Евразийского союза.
Очевидно, что данный интеграционный импульс произошел весьма вовремя. Это особенно заметно на фоне событий в Афганистане, но еще более по все более тревожным сигналам с Ближнего Востока, где пожар в Сирии, похоже, начинает перебрасываться на другие страны, в частности, Ливан и Турцию.
Если стратегия США по распространению искусственного подогретого сирийского конфликта на близлежащие государства сработает, то страны СНГ столкнутся с тем, что угроза будет тлеть непосредственно на пограничных рубежах. Соответственно, противостоять этим угрозам можно только вместе, так, как это неоднократно демонстрировали наши предки и в XIX, и в XX веке. И тогда нам не страшен никакой враг, победа будет за нами.
?>