Армения: возвращение экс-президента?
В мае состоялись выборы в Национальное Собрание республики, в ходе которых раздробленные оппозиционные силы потерпели поражение. И вот сейчас они, видимо, намереваются взять реванш, попытавшись объединиться вокруг такой знаковой фигуры, каковой, без сомнения, является экс-президент.
Процесс политической реанимации начался отнюдь не вчера и не сегодня, а был запушен в 2004 году визитом Тер-Петросяна в США, в ходе которого состоялись встречи со многими влиятельными людьми за океаном. С тех пор присутствие Тер-Петросяна в информационном поле последовательно наращивалось, а интерес к поездкам и заявлениям – умело подогревался. Например, посольство США в Ереване 24 августа подтвердило информацию о том, что временный поверенный в делах США в республике Рудольф Перина имел встречу с экс-президентом «по инициативе американской стороны».
Порою создавалось впечатление, что никаких иных вестей из Армении, кроме как тех, которые так или иначе связаны с Тер-Петросяном, как бы и не существует.
Посредством открытых недавно (явно под выборы) СМИ и Интернет-ресурсов ведется кампания тотальной критики действующих властей, сопровождаемая панегириками в адрес бывшего президента. В зависимости от целевой аудитории он представляется то «победителем» в карабахской войне, то прорусским политиком, подписавшим соглашение о военной базе с Россией, то, наоборот, политиком прозападным и протурецким, последовательно выступавшим за нормализацию отношений с Анкарой ценой сдачи Карабаха и отказа от требований международно-правового признания геноцида армян 1915 года. Последнее, заметим, ближе всего к истине. По свидетельству турецкой прессы, которой нет оснований не доверять, беседа Верховного главнокомандующего Вооруженных Сил Армении с президентом Турции С.Демирелем в Рио-де-Жанейро в 1992 году «напоминала отеческие наставления сыну»….
Начиная с августа, многие армянские издания (причем, как дружественные по отношению к Тер-Петросяну, так и не одобряющие его деятельность) особенно подробно рассказывали о его поездках в регионы республики (побывал Тер-Петросян и в Нагорном Карабахе) и встречах с деятелями других политических партий. Причем среди последних оказались даже и те, которые подвергались в 1992-1996 годах политическим репрессиям (в частности – представители партии Дашнакцутюн). Все это сопровождалось туманными намеками на скорое принятие важных решений, от которых зависит-де дальнейшая судьба республики. В определенном смысле это соответствует действительности, так как шума вокруг этой фигуры явно будет гораздо больше, нежели она того заслуживает.
Любопытно заметить, что поддерживают Тер-Петросяна и в Азербайджане, причем делают это весьма оригинальным способом.
Некоторые бакинские политологи и журналисты утверждают: гипотетический приход Тер-Петросяна к власти якобы не выгоден Азербайджану, потому что он быстро избавится от российского присутствия и наладит хорошие отношения с Вашингтоном, в результате чего позиции Баку в ходе переговоров по Нагорному Карабаху пошатнутся. Очевидно, что такие пропагандистские заходы, имеющие мало общего с реальностью, делаются в расчете на часть армянских пользователей Интернета, черпающих информацию на азербайджанских ресурсах Всемирной сети…
В «продвижении» Тер-Петросяна, безусловно, заинтересованы как некоторые силы внутри самой Армении, так и (что более существенно) влиятельные внешние игроки. Можно предположить, что республику ожидает непростой политический сезон. В том, что накал предвыборной борьбы будет жарким, убеждает и сама тональность выступления Тер-Петросяна на своем, как стало теперь уже очевидным, первом предвыборном митинге. Как и следовало ожидать, знатный либерал, которого в определенных кругах именуют «мягким интеллигентом», пустил в ход самую примитивную демагогию, сравнив теракт в армянском парламенте 27 октября 1999 года с уничтожением армянской знати арабскими завоевателями в XVIII веке, геноцидом 1915 года и сталинскими репрессиями одновременно. Довольно экстравагантным выглядит также тот факт, что «мафиозный и клановый режим» клянет на чем свет стоит ни кто иной, как подлинный архитектор этого самого режима, причем в гораздо худших его проявлениях. Многие ожидали, что Тер-Петросян признает ошибки, совершенные во время его правления, вспомнит трудности, которые населению Армении пришлось пережить в первой половине девяностых. Однако, по сообщению Би-Би-Си, он не дал никаких объяснений - так же как и в начале 1990-х, когда страна сидела без света. И это свидетельствует о том, что бывший президент ничуть не изменился и абсолютно ничему не научился.
Отсутствие каких-либо сомнений в собственной непогрешимости органично сочетается с антироссийской риторикой, которая у некоторых активистов АОД вплотную приближается к риторике «старших братьев» из Грузии и Украины…
Разрушение армянской экономики и ключевых элементов инфраструктуры в период правления Тер-Петросяна носило целенаправленный и организованный характер. Оно оправдывалось военными действиями и азербайджанской блокадой, однако в 1999 году, незадолго до своей трагической гибели, Вазген Саркисян с парламентской трибуны объявил на всю страну, что энергокризис не был следствием Карабахской войны. Ситуацию в руководстве республики того времени вполне характеризует высказывание бывшего министра внутренних дел Вано Сирадегяна, который в одном из интервью обозвал тогдашнего премьер-министра, последователя Егора Гайдара Гранта Багратяна сумасшедшим и посетовал, что этот сумасшедший управлял экономикой страны. Президентские выборы 1996 года были сфальсифицированы в пользу Тер-Петросяна, а оппозиция подавлялась с помощью танков. Поэтому представляется, что прав Роберт Кочарян, который полагает, что народ Армении не хочет возврата к прошлым временам.
К нынешнему армянскому руководству можно относиться по-разному, к тому же мало где на постсоветском пространстве (да и представляется, не только там) народ сильно любит действующую власть (особенно на низовом уровне). Сказанное в полной мере относится к Армении, пережившей в начале 1990-х годов подлинную гуманитарную катастрофу.
Однако нельзя не признать очевидных вещей, о которых говорил тот же Роберт Кочарян: в 1997 году государственный бюджет Армении едва составлял 300 миллионов долларов США, в то время как в 2008 году доходы государственного бюджета республики составят 2,28 млрд. долл., а расходы - 2,5 млрд. Показатели как размеров государственных бюджетов, так и объемов ВВП у таких государств, как Армения и Грузия практически идентичны, однако следует иметь в виду, что Грузия находится в неизмеримо более выгодном геополитическом положении, чем Армения, имеет выходы к морю, получает немалые суммы от реализации совместных с Азербайджаном и Турцией коммуникационных проектов и не менее щедрые инвестиции в качестве платы за антироссийскую ориентацию нынешнего грузинского руководства. Кстати, одним из обвинений сторонников Тер-Петросяна в адрес властей является изолированность Армении от этих самых широко разрекламированных проектов. Однако их положительное влияние на этноконфессиональную и внутриполитическую ситуацию в Грузии в долгосрочной перспективе отнюдь не очевидно. В то же время в Армении началась реализация своих проектов, отвечающих национальным интересам страны. Среди них можно назвать и газопровод Иран – Армения с возможным продолжением в Европу, и проект создания единого энергетического пространства с Россией, Ираном и Грузией, и открытие новой автомобильной дороги через Мегринский перевал, и планы по постройке второго блока Мецаморской АЭС, нефтеперерабатывающего завода и железной дороги Армения – Иран. Ни о чем из этого во времена Тер-Петросяна, мечтавшего о превращении Армении в «перекресток Ближнего Востока» наподобие Ливана, а недавно заявившего о фактическом отсутствии границы с Ираном вследствие сложного рельефа местности, нечего было и мечтать.
Согласимся, просто сидеть и соглашаться на любые уступки, пребывая в надежде, непонятно на чем основанной, что в этом случае Турция откроет границу – не лучшая позиция для деятеля, вторично претендующего на высший государственный пост.
(Плюсы и минусы возможного разблокирования турецко-армянской границы являются предметом отдельного разговора).
В ходе своего пребывания в Мегри президент Армении Роберт Кочарян дал первые оценки намерениям своего предшественника вернуться во власть. Он заметил, что Левон Тер-Петросян не является основным кандидатом в президенты страны, и поэтому вряд ли на нем будет сконцентрировано внимание общественности. Напомнив прежние печальные для АОД итоги парламентских выборов, он добавил: «АОД, видя восстановленную экономику страны, вновь решило, что открылась новая возможность для грабежа. Аппетиты у них открылись. И именно поэтому они решили использовать ресурс первого президента».
Именно поэтому шансы Тер-Петросяна на победу объективно крайне невелики – по мнению многих серьезных наблюдателей, реально он может рассчитывать на поддержку максимум пяти процентов избирателей. Однако следует понимать, что на психологическое оболванивание граждан республики будут брошены немалые силы, и оно является органической составляющей возможного сценария внутриполитической дестабилизации. Для этого, как известно, вполне может хватить неуемного меньшинства, идеологически заряженного и активно подписываемого извне в организационном и финансовом отношении
Уже первый митинг с участием лидера АОД был отмечен стычками с полицией.
Выдвижение «альтернативного» кандидата, как и в некоторых государствах, где произошли «цветные» революции», может сопровождаться нагнетанием разрушительных эмоций, провоцированием раскола в госаппарате и правоохранительных органах. В качестве же решающего аргумента может быть выпущено заявление соответствующих инстанций: мол, если по итогам выборов победит кто-либо иной, кроме Тер-Петросяна, они будут объявлены нелегитимными. Для пущей убедительности, вполне возможно, будут предъявлены результаты какого-нибудь exit-pool-a, якобы однозначно свидетельствующие в пользу «нужного» кандидата, или не терпящее критического обсуждения мнение «жрецов» от демократии в лице «европейских наблюдателей» от ОБСЕ.
На следующем этапе могут иметь место попытки политико-дипломатической изоляции официального Еревана, вплоть до причисления его к сотрудничающим с Ираном государствам «оси зла». При этом ход самой предвыборной кампании, ее прозрачность и степень фальсификаций, как мы знаем по другим подобным случаям, не имеют никакого значения. Важен конечный результат – скорейшее встраивание Армении в прозападный «санитарный кордон» по периметру границ России и Ирана…
Российское присутствие в Южном Кавказе, после поспешного вывода войск из Грузии и форсированного дрейфа Азербайджана в сторону Запада, обеспечивается прежде всего благодаря союзническим отношениям с Арменией и взаимовыгодному сотрудничеству с Ираном (которое в полной мере еще только предстоит выстраивать). Реализация крупных экономических проектов будет существенно затруднена при отсутствии достаточно прочных военно-политических позиций в регионе. Поэтому Москва заинтересована в сохранении стабильности в Армении, преемственности политики после президентских выборов, а также в сохранении у власти сил, ориентированных прежде всего на укрепление союзнических отношений с нашей страной. В интересах России - поддержать в этот непростой период Армению и в информационном плане, и, отправляя в республику представительную миссию наблюдателей – содействовать легитимным внутриполитическим процессам.
?>