Взлёт
Впервые на одной площадке представлено многообразие форм и пластических решений, сформировавшихся в период становления отечественной скульптуры с 1917 по 1937 год.
Экспозиция «17/37. Советская скульптура. Взлёт» включает около 100 предметов из более чем 20 музеев и частных собраний, находящихся в разных регионах России, все они либо прежде и вовсе не показывались публике, либо показывались редко и в другом контексте.
Проект объединяет первые двадцать лет развития советской скульптуры, создает картину эволюции этого вида искусства. Скульптуры, созданные часто в целях пропаганды, в турбулентной политической обстановке, отражают время и сложные биографии авторов.
Первое десятилетие искусствоведами признается творчески насыщенным, формально и социально проектным. Второе традиционно связано с выработкой канона и затуханием авангардного импульса.
Революция в искусстве совпала с переворотом политическим. С этого момента скульптура обретает новые формы, часто угловатые, жесткие, порой, примитивные, но всегда с высоким эмоциональным зарядом.
На Западе в это время происходят похожие арт-процессы, но у нас они творятся в своем историческом контексте, когда на обломках старого мира рождается новый. При этом авторы ищут вдохновение в глубоком прошлом, некоторые из представленных на выставке работ ассоциируются со скульптурами шумеров или древними африканскими идолами.
Помимо широко известных произведений, на выставке представлены скульптуры, которые редко экспонируются и многие годы находились в запасниках. Это позволило вспомнить таких мастеров, как Николай Абакумцев, Мария Денисова-Щаденко, Лазарь Вайнер, Алексей Тенета и Сергей Чернышев.
«В выставочный зал были доставлены невероятно тяжелые работы. Например, скульптура Синайского, привезенная из Санкт-Петербурга, весит 2,5 тонны. Уникальность проекта в том, что большинство скульптур зрители увидят впервые. "Радищев" Леонида Шервуда был первым памятником плана ленинской пропаганды — больше ста лет бюст стоял на улице, после этого хранился в Музее архитектуры. А теперь он представлен на нашей выставке. Более того, в экспозицию вошли малоизвестные авторы из провинциальных музеев. Так, Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль" предоставил редчайший экспонат работы Моисея Когана», — отметила куратор выставки Алла Есипович-Рогинская.
В рамках выставки готовится масштабное издание, в которое войдут статьи искусствоведов, заслуженных деятелей искусств, исследователей скульптуры. Издание отразит не только содержание выставки, но и станет крупным исследовательским проектом об истории отечественной пластики конца 1910–1930-х годов.
Выставка работает до 14 мая 2023.
?>