Волшебник императорских театров
Выставка, посвящённая творчеству главного художника императорских театров Александра Головина (1863-1930), открылась в Российском духовно-культурном православном центре в Париже. Проект Бахрушинского музея «Волшебник императорских театров Александр Головин» впервые так полно рассказывает за рубежом об известном живописце и сценографе.
«Головин был настоящим революционером в плане художественного оформления театральных постановок. Он возвел искусство изготовления театральных декораций и костюмов в ранг высокохудожественных идей», — сказала на открытии директор Российского духовно-культурного православного центра Анна Котлова.
Еще при жизни его работы расхватывали по частным и музейным собраниям. Алексей Бахрушин, основатель Бахрушинского музея, был большим почитателем его таланта. Он разыскивал и выкупал целыми сериями авторские эскизы художника к самым ярким спектаклям.
Головин был одним из любимых художников Сергея Дягилева, с которым связано такое уникальное явление в русской культуре начала XX века, как «Русские сезоны в Париже».
«Вместе они выполняли важную миссию — щедро делились театральным и художественным наследием России с Францией и всем западным миром, понимая, что русская культура является неотъемлемой частью мирового духовно-культурного богатства», — отметила Котлова.
Сергея Дягилева привлекало умение Головина показывать русские национальные традиции через европейский модерн. Дягилев оказывал Головину большую поддержку, регулярно публиковал его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминал художника в своих статьях. Головин вместе с Константином Коровиным, Иваном Билибиным и Александром Бенуа в 1908 стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже, в которой главную партию исполнил Федор Шаляпин. На выставке представлен эскиз художника к опере «Борис Годунов», а также эскизы декораций и костюмов к операм «Псковитянка», «Руслан и Людмила», «Кармен», «Золото Рейна», и «Борис Годунов»; балетам «Лебединое озеро», «Волшебное зеркало» и множеству других спектаклей, включая эскизы, созданные им для «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
Весь второй этаж выставки посвящен сотрудничеству двух мастеров — Головина и Всеволода Мейерхольда, 150-летие которого отмечается в этом году. Вершиной совместного творчества двух мастеров стал спектакль «Маскарад», который готовился к постановке целых шесть лет. Постановка объединила в себе множество художественных форм — пение хора, танец, пантомиму и драматическую трагедию. Ключевую роль в процессе создания спектакля играл Головин. Его деятельность не ограничивалась только созданием декораций и костюмов. Он постоянно присутствовал на репетициях, активно помогая актерам в освоении их образов, консультируя их в вопросах костюмов и грима.
Премьера «Маскарада» совпала с началом Февральской революции 25 февраля 1917 и стала последним спектаклем императорского Александринского театра, ознаменовав конец эпохи Серебряного века.
Сегодня в собрании Бахрушинского музея насчитывается свыше 1300 произведений Александра Головина. В том числе предметы из его личного архива, станковые произведения мастера, наброски и зарисовки, а также фотографии оформленных им спектаклей. Это одна из наиболее полных коллекций творчества Александра Головина в мире.
Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» уже пятый проект Бахрушинского музея на площадке Российского духовно-культурного православного центра за прошедшие два года. Экспозиции, посвященные легендам балета Галине Улановой, Юрию Григоровичу и Майе Плисецкой, неизменно продлевались в связи с высоким интересом публики.
Выставка в Париже продлится до 30 сентября.
Комментарии
?>