Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 марта 2024
Война и мир Василия Верещагина

Война и мир Василия Верещагина

Третьяковская галерея представляет персональную выставку великого русского баталиста
Подготовила Мария Максимова
06.03.2018
Война и мир Василия Верещагина

Его выставки еще при жизни производили фурор во всем мире, причем зачастую – к неудовольствию высоких военных чинов и властвующих особ, задетых его беспристрастной и неприукрашенной манерой представления военных действий на холсте. Сам Верещагин с гордостью носил орден Святого Георгия за храбрость, проявленную на поле боя, и отказался от всех других наград. Он был последовательным противником войны, считая изображение ее язв делом своей жизни. И погиб художник тоже на войне – при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре в 1904 году...

В экспозиции представлено около 500 экспонатов: 180 живописных, 120 графических работ, 97 произведений декоративно-прикладного искусства, архивные документы, фотографии. Помимо картин из коллекции Третьяковки, посетители смогут увидеть работы художника из ведущих российских музеев — Русского, Эрмитажа, Исторического и других. А также редко выставляющиеся произведения из частных коллекций.

Особый интерес представляют собой фото картин, уничтоженных самим автором, его дневники, переписка с близкими и рукописи книг.

Экспозиция — настоящий путеводитель по жизни мастера, военного художника, этнографа, публициста, коллекционера, погружающий в контекст эпохи. Организаторы уверены: здесь каждый посетитель найдет своего Верещагина.

Исследователь-этнограф, он вывел жанр этнографических зарисовок на уровень высокого искусства. Но главным вкладом Верещагина в русскую культуру было кардинальное реформирование батального жанра. Он не только помещает в центр своих картин рядового солдата, настоящего героя войны, но с помощью художественных средств заставляет зрителя воспринимать и оценивать изображаемое с точки зрения «простого» участника событий, значительно расширяет границы реализма…

Как никакой другой русский художник еще при жизни он уже имел международное признание. За 38 лет творческой деятельности состоялось более 70 персональных выставок живописца в Европе и Америке, и лишь треть от этой цифры — в России.

Творчество Верещагина, безусловно, имеет просветительскую и гуманистическую направленность. Это размышления о жизни и смерти, о судьбе «маленького» человека, о восприятии чужой боли как своей. Его импульсивная натура не признавала кабинетного покоя – он постоянно стремился к дальним и опасным путешествиям, во время которых получал заряд свежих впечатлений для творчества.

Экспозиция строится в соответствии с сериями, посвященными военным походам и путешествиям художника: Туркестанская (1867–1874), Индийская (1874–1880-е), Балканская (1877–1881), Палестинская (1883–1885), Русская (1888–1894), Японская (1903–1904).

Центральное полотно в экспозиции – «Апофеоз войны» (1871 г.), включенное художником в так называемую героическую поэму «Варвары» (Туркестанская серия), определяет основную тему в творчестве Верещагина — война и мир. А картина «Торжество Тамерлана» в процессе работы обретает символический и вневременной характер. Это полотно не утратило силы воздействия на зрителя и по сей день, специалисты и публика продолжают открывать в нем все новые смыслы.

Сегодня ни одна выставка в мире, посвященная темам войны и мира, не обходится без произведений Василия Верещагина, что еще раз свидетельствует об особом значении творчества художника в истории мирового искусства, о важности проблем, которые он поднимал, и о высоком мастерстве их воплощения. Настоящий проект – новый этап в осмыслении художественного и духовного наследия Василия Верещагина.

Мероприятие уже называют очередным выставочным блокбастером. Но в галерее готовы к аншлагу: открыто сразу три входа. «Первый вход будет работать для тех посетителей, которые идут на ближайший сеанс и хотят купить билеты. Второй вход будет специально для тех, у кого уже есть билеты на руках. И третий вход мы делаем для участников программы "Друзья Третьяковской галереи"», — уточняет начальник отдела развития Третьяковской галереи Ольга Драничкина.


Выставка продлится до 15 июля 2018 г.

По материалам СМИ


Эксклюзив
28.02.2024
Святослав Князев
За что ПЦУ взъелась на святого князя?
Фоторепортаж
27.02.2024
Подготовила Мария Максимова
В Москве в Государственном музее А.С. Пушкина представлен Межмузейный проект к 225-летию со дня рождения поэта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..