Военкоры
Кураторы выставки собрали портретную галерею журналистов, которые фиксировали события Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, чеченских войн, сирийского конфликта, а сегодня — и Специальной военной операции.
История профессии предстает на больших экранах в виде кинохроники, живых фотоколлажей, интервью и видеосюжетов.
В центре экспозиции «Военкоры» — реконструкция передвижной войсковой типографии: печатная касса, широкая доска, поделенная на ячейки, в которых насыпаны свинцовые буковки, шрифты. Они собирались в строки, строки — в заметки, из заметок составлялась печатная плата, по которой прокатывали пресс с краской, и получалась та самая газета «Отвага», боевые листки полков и партизанских отрядов, листовки с фронтовыми сводками, зачастую —единственные источники информации в частях, помогавшие бойцам ориентироваться в обстановке.
Настоящей бомбой, ударившей по врагу в 1942 году, стал фильм «Разгром немецких войск под Москвой», нон-стоп демонстрируемый на выставке. В США его в 42-ом посмотрели 16 миллионов человек, в СССР было изготовлено 800 копий. Советские документалисты показали миру, что фашистов можно бить, и получили за фильм «Оскар». На стенде представлена камера КС 1938 года, на которую он был снят. Её заряда хватало секунд на 30, но операторы снимали по 4-5 секунд, набирая сюжеты. Можно только представить, сколько склеек надо было сделать на монтаже, чтобы получить связное «повествование»!
Среди экспонатов знаменитый фотоаппарат ФЭД, афганка и фляга — наследие 1980-х; каска, бронежилет, телефон и GoPro, которые используются военкорами в наши дни.
Выставка «Военкоры» не о войнах и военных конфликтах, не о боевых операциях и работе на линии боевого соприкосновения, она, прежде всего, о людях уникальной профессии, людях, которые обладают почти безупречным оружием — словом и умением видеть дальше взгляда.
С мультимедийных экранов военкоры, легко узнаваемые сегодня по ежедневным репортажам, рассказывают о своей работе в горячих точках последних 40 лет.
На мультимедийных экранах — мгновения великой Отечественной войны, запечатленные в работах знаменитых фотокоров А.Гаранина, Е.Халдея, М.Альперта, Д.Бальтерманца, О.Игнатовича, Я.Халипа и др.; кинохроника разгрома немецких войск под Москвой в 1941 году Леонида Варламова и Ильи Копалина; интервью с летописцами афганской войны Александром Прохановым и Николаем Ивановым; рассказ военного историка, журналиста, писателя Евгения Норина и фоторепортера Александра Неменова о чеченской войне; откровенный разговор с корреспондентами, которые работали и продолжают работать в Сирии и в зоне проведения специальной военной операции: Валентином Горшениным, Дмитрием Селезневым, Александром Коцем, Семеном Пеговым, Саргоном Хадая, Мурадом Газдиевым, Владом Адрицей, Михаилом Алаеддином и Дмитрием Стешиным. Каждый из них делится своим личным опытом, рассказывает о том, как и когда пришел в профессию, об ожиданиях и реальности. А ещё о том, что больше всего отзывалось в душе при создании сюжетов, о том, что никогда не будет снято на камеру, о журналистском кредо и журналистском братстве, об ошибках и их цене, об эмоциях и миссии военкора, а главное о том, почему они возвращаются и возвращаются на передовую.
«Летописцы войны, художники и поэты войны. Военкоры называют себя по-разному. Каждый в гранях своего таланта свидетельствует о войне и человеке, героизме и трагедии, стоит за правду без оружия в руках, фиксирует историю. Сегодня, когда помимо вооруженного конфликта в нашей стране разворачиваются "войны памяти", слово свидетелей истории должно быть услышано. Опыт настоящих военных журналистов необходимо сохранить, чтобы история не была переписана. Никто не скажет о военкорах лучше их самих. Здесь, в камерном пространстве выставки, звучит их прямая речь», — сказала на открытии куратор экспозиции Екатерина Аркалова.
Выставка будет работать до 30 июня 2024 года.