Великий Гелий Коржев
Особенности эпохи, своеобразие сильного и независимого характера художника, его добровольное затворничество и полный уход от всякой публичности в последние десятилетия жизни не позволяли организовать широкий показ его работ. Так сложилось, что, будучи одним из наиболее известных живописцев 1960–1980-х годов и интенсивно работая вплоть до последних дней жизни, Коржев оказался почти неизвестен нескольким поколениям зрителей и профессионалов.
Идея проведения выставки Коржева жила в галерее многие годы, но только сейчас удалось ее реализовать. В экспозиции произведения, хронологически охватывающие весь творческий путь мастера – с 1943 по 2011 год. Однако во многом экспериментальный выставочный проект представляет собой не традиционную академическую ретроспективу, а личностный взгляд устроителей вернисажа на искусство мастера, направленный на то, чтобы выявить важнейшие смыслы, которые художник сознательно или неосознанно отразил в своих работах, то, что в его творческом кредо близко современному зрителю.
Художник Коржев принадлежит к представителям т.н. «сурового стиля», которое возникло на рубеже 1950-1960 годов. Его картины стали классикой современного искусства. Он чуткий мастер, чувствующий человеческую душу, сострадающий вместе с героями своих картин. Значительным творческим достижением стали его знаменитые работы «Художник», «Уличный певец», «Обреченная», «Влюбленные». Полотна «Проводы», «Мать», «Заслон», «Старые раны» посвящены достоинству и духовной стойкости нашего народа, многотерпению простых людей.
Не менее важное место в искусстве живописца занимают натюрморты. Его предметы величественны, благодаря четким композиционным построениям, приглушенному благородному колориту, увеличенному масштабу.
Широкую известность художнику принесли в конце 1950–1960-х годов, прежде всего, триптих «Коммунисты» (1957–1960) и серия «Опаленные огнем войны» (1962–1967).
На девятой Всероссийской художественной выставке «Россия», которая состоялась в апреле 1999 года, теперь уже один из прославленных русских художников Гелий Коржев показал две новые работы: «Наезд» или «Катастрофа» (1980—1999) и «Адам Андреевич и Ева Петровна» (1995—1999).
Сегодня картины Гелия Коржева представлены в крупнейших российских музейных собраниях. Такие произведения, как «Поднимающий знамя» (1960) и «Влюбленные» (1959) из собрания Русского музея, прочно закрепились в нашем сознании как правдивые образы революционного и послевоенного времени. «В произведениях Коржева постоянно звучит тема героизма, во многом дискредитированная сусальной трактовкой в работах соцреалистов, но возобновленная у Коржева в ее истинном значении», — пишет известный искусствовед В.С. Манин.
Вопреки мнению целой плеяды именитых искусствоведов, Коржев никогда не считал себя художником сурового стиля. «Наверное, я отношу себя к шестидесятникам. Шестидесятники — это прежде всего люди, вышедшие из пламени войны. Это они несли в себе новое представление о Вселенной, о жизни, об искусстве. Целое поколение пришло с войны со страстной мечтой о мирной жизни, жаждой знаний, тягой к труду. Именно это военное поколение формировало дух эпохи. Речь шла именно о новом, исполненном творческой энергии человеке. Отсюда и наша суровость», — говорил Гелий Михайлович.
Коржев, несмотря на высокие должности (в 1968–1975 возглавлял Союз художников РСФСР), был далек от политики, никогда не был коммунистом. В постперестроечное время он отказался от двух государственных орденов, считая их принятие лицемерием. «Я всегда в жизни исходил из того, что имею право делать то, к чему лежит душа. Это главное право в жизни. Оно не дается свыше и вообще не присуждается кем-то. Его нужно выстрадать своим честным отношением к делу, которому посвятил себя. Думаю, что я его завоевал. И потому всегда и писал только то, что мне хочется. Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свободой писать то, что хочу, и так, как чувствую и могу» — говорит Художник.
Об это свидетельствуют и его произведения из цикла «Тюрлики» («Мутанты»), созданные в 1990-е годы и изображающие фантастических гротескных существ. «Что я хотел выразить “Мутантами”? Трудно сказать. Они понимаются по-разному. Может быть, это было предчувствием грядущих перемен, того, что затем произошло у нас. Так или иначе, это получилось у меня совершенно непреднамеренно, я ничего конкретного не имел в виду. Я остановился в тот момент, когда работы стали политизироваться и терять общий, более глубокий смысл».
Масштабная монографическая выставка последнего великого русского реалиста XX века Гелия Коржева открыта до 14 июня.