Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 января 2023
В зеркале сатиры

В зеркале сатиры

Музей Победы представляет выставку советских агитационных плакатов
Подготовила Мария Максимова
29.10.2019
В зеркале сатиры

Экспозиция по-настоящему уникальна хотя бы потому, что знаменитые «Окна сатиры РОСТА» и «Окна ТАСС» выставляются очень редко. Не только из-за того, что графику нельзя часто показывать при электрическом свете, просто значительная часть плакатов хранится, увы, не в России. Эта выставка посвящена 100-летию знаменитой серии советских агитационных плакатов.

Первый плакат «Окон РОСТА» был создан в 1919 году советским графиком и карикатуристом Михаилом Черемных. Позднее подключились другие художники и поэты. И среди них – Владимир Маяковский, который был не только автором текстов, но и рисунков: недаром он учился в Училище живописи, ваяния и зодчества.

«Окна сатиры РОСТА» призывали на борьбу с буржуазией, кулаками, белогвардейцами. Печатались на дешевой бумаге, раскрашивались от руки по трафаретам. Плакаты выходили в 1919-1922 годах.

А с началом Великой Отечественной войны стали выходить «Окна ТАСС». Под таким названием выпустили 1289 плакатов. Среди авторов наиболее выделялся коллектив из трех художников – Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова, более известных как Кукрыниксы.

«Во время войны они были в разных местах в эвакуации. И то что каждый из них рисовал – неизменно подписывал «Кукрыниксы». То есть, у них было право подписи от троих», – отмечает Владимир Соколов, художник, сын Н. Соколова.

Кукрыниксы, а также другие художники и поэты помогали Красной Армии не только своим талантом. На одной из фотографий Сергей Михалков, Самуил Маршак и Кукрыниксы позируют на фоне построенного на их средства тяжелого танка «Беспощадный». На его башне изображен уничтоженный орудийным огнем Гитлер. 

«Сегодня «Окна сатиры РОСТА» служат своего рода летописью социальных преобразований, происходивших в нашем государстве на сломе эпох, а также уникальным материалом для изучения современными историками и художниками. Символично и то, что спустя столетие проект «Окна сатиры» объединил ведущие музеи страны», – говорится в приветствии министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского, которое прозвучало на открытии выставки.

Высокую общественную значимость представленных работ отметил на открытии заместитель директора Музея Победы Федор Смуглин:

«Окна РОСТА» – это фактически история советской страны, представленная в особом сатирическом жанре, который сам по себе является уникальным продуктом своего времени. Особую популярность плакаты получили в годы Великой Отечественной войны уже как «Окна ТАСС», став настоящим информационным оружием в борьбе с врагом», – подчеркнул он.

Смуглин выразил уверенность, что представленные экспонаты позволят гостям музея увидеть исторические события в совершенно новом ракурсе.

Яркие сюжеты агитационных плакатов сопровождают хлесткие и остроумные тексты Владимира Маяковского, Самуила Маршака, Василия Лебедева-Кумача, Демьяна Бедного и других.

«Эти работы – фундамент всего дальнейшего агитационного искусства, карикатуры, плаката и шаржа. Тогда, в 1920-х годах, не было полиграфии, не было станков, краски, бумаги. Поэтому художники вспомнили русский лубок, который печатался с липовых досок, но так как резать их было трудоемко, то воспользовались трафаретом. Делались плакаты сразу в 200-300 экземплярах и уже через час-два они висели в витринах магазинов», – рассказал о производстве «Окон РОСТА» карикатурист, академик Российской академии художеств Игорь Смирнов.

Для восприятия информации нельзя мельчить, делать много деталей, всё должно быть ясно и просто, – именно этого принципа придерживались авторы плакатов. По словам художника, до совершенства агитационный минимализм довел Владимир Маяковский, который придерживался тех же принципов ясности и простоты и в своем поэтическом творчестве.

Помимо плакатов времен Гражданской и Великой Отечественной войн на выставке можно увидеть лубочные картинки, рисунки периода Русско-японской и Первой мировой войн. Также на стендах представлены краски, кисти, трафареты и прочие инструменты, которые использовались для создания ярких образцов агитационного искусства. Некоторые экспонаты впервые демонстрируются широкой публике, например, личные вещи Маяковского и Лили Брик.
В создании экспозиции участвовали Музей Победы, Российское военно-историческое общество, Государственный музей В.В. Маяковского, Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации, Государственный архив Российской Федерации, информационное агентство России ТАСС.

Свыше 200 экспонатов рассказывают о силе агитационного искусства.


По материалам СМИ


Эксклюзив
20.01.2023
Владимир Малышев
Не только валютные резервы России, но и ее золотой запас мог «уплыть» на Запад.
Фоторепортаж
24.01.2023
Подготовила Мария Максимова
В Третьяковской галерее проходит выставка, посвященная 150-летию со дня рождения мастера.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..