Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024
В прошлое — по железной дороге

В прошлое — по железной дороге

К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России
Подготовила Мария Максимова
18.11.2022
В прошлое — по железной дороге

Здесь собрана уникальная коллекция экспонатов, не имеющая аналогов в мире, а мультимедийные инсталляции позволяют сократить дистанцию между современностью и событиями прошлого. За пять лет музей стал знаковой точкой на культурной карте России.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге был основан ещё в 1978 году, но только в 2017 году, в день 180-летия Российских железных дорог, открыл свои двери на новой площадке. Основой музейного комплекса стало бывшее депо Петергофской железной дороги — здание XIX века реконструировали, а рядом возвели корпус бОльшего размера.

Коллекция музея не имеет аналогов в мире. Многие экспонаты, вагоны и локомотивы, существуют в единственном экземпляре. В фондах музея находится более тридцати тысяч предметов, из них выставлено около трех тысяч.

Экспозиция обновляется регулярно, но за один раз даже то, что представлено в залах музея, обойти крайне сложно, ведь площадь музея составляет 60 тысяч квадратных метров!

Основа коллекции — подвижные составы разных эпох и регионов. Например, здесь можно видеть последний выпущенный в стране паровоз и первый электровоз, редкие грузовые вагоны, «Красной стрелы» или же вагон-салон КВЖД — Китайско-Восточной железной дороги. Внимание посетителей обычно привлекают паровоз в разрезе и действующий поворотный круг, а мальчишки всех возрастов не сводят глаз с военной техники.

Особый интерес также вызывает вагон-аптека-перевязочная военно-санитарного поезда. Именно на таких составах с линии фронта вывозили раненых в Великую Отечественную войну. Вагон нашелся на Московской железной дороге. Он не сохранился в том виде, каким был в войну, поэтому научно-технический отдел музея поднял чертежи и в соответствии с ними в мастерских был произведен ремонт-реставрация. Экспонат создан совместно с Военно-медицинским музеем, предоставившим оборудование и инструменты, которыми оснащались санитарные поезда.

Музей железных дорог России — один из крупнейших технических музеев не только в нашей стране, но и в Европе. Одна из его особенностей — это широкое использование современных средств мультимедиа. В музее множество интерактивных инсталляций, создающих эффект присутствия.

В этом году было разработано и запущено уникальное мобильное приложение, которое можно использовать как в музее, так и дома. Посетителям приложение позволяет определить их местоположение на выставке, построить маршрут к нужному экспонату. Для этого оно использует инновационные технологии компьютерного зрения в сочетании с Bluetooth-маячками, установленными по всему музею. У каждого экспоната есть карточка с подробной информацией: историческая справка, технические характеристики, документы, фотографии. А при наведении на него смартфона, на нем появятся «точки интереса», которые расскажут о любопытных фактах. Те же, кто находится вне музея, могут с лёгкостью стать виртуальными посетителями. Из любой точки земли можно рассмотреть полностью оцифрованный музей в формате 360 градусов, почитать аннотации, изучить архивы, послушать экскурсии.

«Сегодня, как и прежде, миссия музея — это сохранение исторического наследия железных дорог, его изучение. Это ведь не только техника, мы рассказываем о людях, которые создавали и развивали железную дорогу. Другая важная задача — профориентация подрастающего поколения», — поясняет директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов.

А недавно на территории музея состоялось торжественное открытие памятника министру путей сообщения Российской империи, выдающемуся железнодорожнику, князю Михаилу Ивановичу Хилкову. Оно приурочено к 185-летию со дня создания дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село, именно с нее в России началась история железных дорог.


По материалам СМИ


Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..