В Крым, к императору

К этому событию готовились почти три года. Новый выставочный проект объединил экспонаты из двадцати музеев и архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма и из частных коллекций. Фотографии, гравюры, мундиры и платья и документы погружают в историю полуострова и открывают возможность совершить путешествие на его знаменитый Южный берег вместе с императорской семьей.
Экспозиция рассказывает об истории императорских и великокняжеских резиденций на Южном берегу Крыма и судьбах их владельцев – от Николая I до Николая II. Выставка занимает 11 залов Большого дворца. Материалы личных фондов семьи Романовых, живописные работы Ивана Айвазовского, письма, воспоминания, документы, рисунки детей императора Николая II, предметы мебели из собраний музеев и архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма, частных коллекций представлены в выставочном пространстве.
В экспозиции также можно видеть реконструированную детскую игровую площадку в виде парохода, макеты императорского поезда и палубы императорской яхты «Штандарт».
Письма, дневниковые записи, фотографии представлены в мультимедийном формате.
По словам куратора выставки Ольги Барковец, собрать экспонаты, связанные с имениями, непросто. Многие резиденции были разорены, в них организовывались санатории, дома отдыха, произведения искусства передавались в разные музеи. В Царицыно удалось представить подлинные вещи, принадлежавшие императорам, предметы, которые редко или никогда не выдавались для выставочных проектов. Так, например, среди экспонатов – дневник императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, которая делала записи немецким готическим шрифтом, невероятно сложным для прочтения. Специально для выставки их расшифровал датский историк Пребен Ульструп.
Центральное место в экспозиции занимают истории создания и функционирования дворцов Романовых: Нижняя Ореанда, Харакс, Ай-Тодор, Кичкинэ, Чаир.
Природа и климат Крыма – благословенные. Однако Романовы не только отдыхали и поправляли здоровье здесь, но и занимались развитием инфраструктуры приобретенных территорий, возделыванием ландшафтных парков, садов, розариев (как, например, во дворце Чаир, приобретенном великим князем Николаем Романовым, сыном императора Николая I).
Выставка рассказывает не только о хозяевах дворцов, но и об их создателе – Николае Краснове (1864-1939) – главном архитекторе Ялты, построившем более 60 зданий в Крыму, в частности, Ливадийский дворец, ялтинский собор Александра Невского, охотничий дом Юсупова, руководивший реставрацией Бахчисарайского дворца. После революции Николай Краснов эмигрировал в Югославию, где также не оставил профессию зодчего.
Архитектурные стили дворцов впечатляют. Так, например, дворец Кичкинэ, построенный по заказу великого князя Дмитрия Константиновича, внука Николая I, выполнен в арабском стиле и – ампир. Дворец Дюльбер – конечный пункт в Крыму всех оставшихся в России Романовых – в мавританском (сказались путешествия Николая Краснова по странам Ближнего Востока и Магриба).
С помощью современных мультимедийных технологий экспозиция получилась живой и атмосферной – посетители слышат шум моря и крики чаек, судовой колокол, ощущают легкие пленяющие ароматы кипарисов, магнолий и роз, каждый зал имеет свой запах. Некоторые документы, фрагменты дневников и писем можно не только прочитать, но и услышать – их зачитывают из динамиков актеры петербургских театров.
Особенным украшением выставки стали акварели Айвазовского, Боголюбова и другие художественные произведения, посвящённые Крыму и его окрестностям.
Дополнительно к выставке музей-заповедник «Царицыно» подготовил цикл лекций. Историки, преподаватели, сотрудники музеев рассказывают, чем поразила Таврида Николая I, какой образ жизни вели обитатели крымских дворцов и почему архитектура императорских усадеб в Крыму вызывала неоднозначную реакцию критиков и как это было сопряжено с размышлениями лучших умов того времени о судьбе русской монархии.
Выставка продлится до 3 июля 2022 года. Посетить её особенно интересно будет тем, кто собирается на отдых в Крым или только планирует свой отпуск. Лучшего места для того, чтобы совместить, как говорится, приятное с полезным – не найти.