Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 августа 2022
Три века русской ёлки

Три века русской ёлки

За новогодним настроением — на выставку в Коломенское!
Подготовила Мария Максимова
21.12.2021
Три века русской ёлки

Рождественские песни допетровской Руси, новогодние открытки императорской семьи, советские игрушки из стекла и бумаги… Об этих и других атрибутах Нового года рассказывают около 1000 экспонатов, некоторые из которых сохранились еще с XVII века, на выставке «Три века русской ёлки» во дворце царя Алексея Михайловича. Экспозиция знакомит с более чем 300-летней историей праздника. На выставке представлены также картины художника первой четверти XX века Ефима Чеснякова (1874-1961) из собрания Костромского музея-заповедника.

Начало года в России менялось три раза — с 1 марта и 1 сентября на 1 января, до календарной реформы, изложенной в указе Петра I от 20 декабря 1699 года. Этот царский указ представлен в экспозиции. Причем не только официальная бумага, но и лист из походной тетради императора с его собственноручным распоряжением о переносе Нового года и пометкой «сделано».

Раньше летоисчисление велось от Сотворения мира. День «новолетия» приходился на 1 сентября, и на Руси отмечался в первую очередь как церковный праздник.

В сознании большинства людей Рождество, отмечаемое по старому стилю 25 декабря, так и оставалось праздником сакральным, первым по значению на протяжении всего XVIII столетия. Встреча же Нового года носила светский характер и была одним из событий в череде святочных гуляний, постепенно занимая всё более важное место.

По повелению царя празднование Нового года, следуя западноевропейским традициям, стало сопровождаться иллюминацией, «украшением от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых» и пышными гуляньями.

Традиция ставить в домах к Рождеству украшенную игрушками ёлку завоёвывала Россию в течение XIX века. Ей способствовала царская семья — император Николай I и его супруга императрица Александра Федоровна, с детства видевшая украшенные рождественские ёлки в Пруссии. По мнению одних историков, именно в Московском Кремле в 1817 году в домашних покоях великокняжеской семьи в Малом Кремлевском дворце была впервые устроена рождественская ёлка. А первыми украшениями на лесной красавице стали перстни с драгоценными камнями. По мнению других, впервые ель на Рождество была установлена в Аничковым дворце в Петербурге 24 декабря 1819 года. В любом случае, в 1820-1830-х годах ёлки в императорской семье ставились уже ежегодно. Эта традиция стала быстро распространяться и по России.

Но святки все равно оставались одной из главных традиций — игры, гадания, хождение со звездой... Уникальный экспонат — маска для колядования, таких практически не сохранилось, создавали их всегда из подручных средств. Одна звезда, например, сделана из сита. Костюм? Выворачивался тулуп, шапка... А потом вещи опять носили, как обычно, а предметы снова использовались по их прямому назначению. 

Из игр любили катание с горки, а еще — «Колечко выйди на крылечко», которую мы все знаем. Это сейчас мы не до конца понимаем, почему человек, у которого оказалось колечко, должен выбегать из круга. А тогда все было ясно: колечко — это рождественский подарок, и если тебя не поймали, тебе он и достаётся.

Старинные новогодние традиции и обряды допетровской Руси были очень популярны у простого народа: песни, пляски, гадания, колядование, заменившие более древние языческие обычаи.

В экспозиции можно видеть сборники рождественских песен третьей четверти XVI века. А еще нотную рукопись службы 1 января, по которой пел сам Петр Великий. Новогодние открытки и письма — эти послания имеют особый шарм, их искренность подкупает и трогает. Вот как звучит одно из них: «Моему самому сладкому мужу с нежными пожеланиями и благословением счастья в новом 1895 году. От его любящей жены Аликс. Санкт-Петербург», — пишет Александра Федоровна своему супругу Николаю II. Или вот: «С новым 1914 годом душку Алексея. Мария», — поздравляет дочь царя своего младшего брата, наследника престола. Здесь же поздравительные открытки, подписанные и другими родственниками последнего императора, приглашения и меню на обеды в честь рождественских и новогодних торжеств разных лет. 

Представлены и календари. Они самого необычного вида, из разных материалов, например, индонезийское летоисчисление — на пальмовых листьях. Большой интерес представляют и наши — от так называемого кругового «бесконечного» до известного Брюсова «Календаря или месяцеслова христианского». Его назвали по имени Якова Брюса, сподвижника Петра I, инженера и ученого, с ним сверялись почти 200 лет — с петровских времен до начала ХХ века. Кстати, всем знакомые «отрывные» появятся лишь после 1861 года.

Особое внимание уделено на выставке теме праздничного застолья. Оливье — это уже, можно сказать, непременное блюдо на новогоднем столе. А чем было принято раньше угощать?

Одно из традиционных рождественских и новогодних блюд — студень. Рецептов было огромное множество. Музей «Ростовский кремль» предоставил формы для их приготовления — студники. Один украшен изображениями раков — вполне возможно, что он был именно из них. А вот блюдо с цветочками — это кисельник, в нем готовили то, что мы бы сейчас назвали фруктовым желе. Его вываливали из формы и резали на куски. Надо сказать, что это редкие экспонаты: из-за того, что они постоянно использовались, их сохранилось очень мало. Большое значение, конечно же, играли пряники. Самый большой был зафиксирован на именинах Петра I. Чтобы внести его, пришлось снять двери.

И конечно — обязательный хлопок шампанского! Раньше шампанского у нас не было, к празднику варили пиво. В экспозиции есть книжечка 1861 года, где рассказывается, как правильно встречать праздник как раз с шампанским: за пять минут до наступления Нового года все смотрят на часы, разливают напиток и ищут глазами в толпе того, с кем обязательно хотят чокнуться и кого поздравить.

А вот «Раз-два-три — елочка гори!» — это дореволюционная забава. Была специальная зажигательная нить, которая соединяла все свечки, и от огонька на одной все остальные очень быстро загорались. Надо было только не терять бдительность — в начале ХХ века карикатуры часто высмеивали «запраздновавшихся», к которым едут пожарные.

Были и традиции, которые у нас не прижились. Вот, например, сборник рождественских гимнов XVI века, привезенный из Франции и хранившийся в семье Шереметьевых. При Петре I эту европейскую традицию пытались перенять, но не прижилось. Так же как и вертепы. Это уже в последнее время они стали у нас везде появляться, а раньше особого интереса не встречали. В экспозиции представлены немецкие, польские вертепы, есть даже африканский.

Коломенская выставочная елка хотя и без алмазов-бриллиантов, но тоже искусно наряжена: игрушки стеклянные, керамические с гжелью, картонажи, интересные бонбоньерки, желатиновые бусы, мишура — все это крупицы прошедших эпох, бережно собранные по всей России.

«Меняется время, но традиции пить шампанское или думать о лучшем в Новый год остаются. Это чувство радостного предвкушения как раз объединяет все три века, что мы и хотели показать, — говорит куратор выставочных проектов музея-заповедника Коломенское Наталья Полонникова.

«Три века русской елки» — как машина времени переносит нас туда, где мы по-детски наивны и счастливы. Она отлично поднимает настроение. 


Выставка «Три века русской елки» будет открыта до 31 января 2022 года в Малом выставочном зале во Дворце царя Алексея Михайловича. Билеты лучше заранее приобретать на сайте музея-заповедника, для входа необходим QR-код и паспорт.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Бодя
25.12.2021 3:24
Спасибо Марии Максимовой за настроение. Какой позитив! Прекрасная "камерная" подборка.
Л.
22.12.2021 20:43
Какое чудо - Рождественская елка. Бедные наши бабушки и дедушки, до 1936 года елки в СССР были запрещены.
Алексей
22.12.2021 17:33
Класс! Прогуляюсь с детьми обязательно.

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.