Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 марта 2024
Три века русской ёлки

Три века русской ёлки

За новогодним настроением — на выставку в Коломенское!
Подготовила Мария Максимова
21.12.2021
Три века русской ёлки

Рождественские песни допетровской Руси, новогодние открытки императорской семьи, советские игрушки из стекла и бумаги… Об этих и других атрибутах Нового года рассказывают около 1000 экспонатов, некоторые из которых сохранились еще с XVII века, на выставке «Три века русской ёлки» во дворце царя Алексея Михайловича. Экспозиция знакомит с более чем 300-летней историей праздника. На выставке представлены также картины художника первой четверти XX века Ефима Чеснякова (1874-1961) из собрания Костромского музея-заповедника.

Начало года в России менялось три раза — с 1 марта и 1 сентября на 1 января, до календарной реформы, изложенной в указе Петра I от 20 декабря 1699 года. Этот царский указ представлен в экспозиции. Причем не только официальная бумага, но и лист из походной тетради императора с его собственноручным распоряжением о переносе Нового года и пометкой «сделано».

Раньше летоисчисление велось от Сотворения мира. День «новолетия» приходился на 1 сентября, и на Руси отмечался в первую очередь как церковный праздник.

В сознании большинства людей Рождество, отмечаемое по старому стилю 25 декабря, так и оставалось праздником сакральным, первым по значению на протяжении всего XVIII столетия. Встреча же Нового года носила светский характер и была одним из событий в череде святочных гуляний, постепенно занимая всё более важное место.

По повелению царя празднование Нового года, следуя западноевропейским традициям, стало сопровождаться иллюминацией, «украшением от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых» и пышными гуляньями.

Традиция ставить в домах к Рождеству украшенную игрушками ёлку завоёвывала Россию в течение XIX века. Ей способствовала царская семья — император Николай I и его супруга императрица Александра Федоровна, с детства видевшая украшенные рождественские ёлки в Пруссии. По мнению одних историков, именно в Московском Кремле в 1817 году в домашних покоях великокняжеской семьи в Малом Кремлевском дворце была впервые устроена рождественская ёлка. А первыми украшениями на лесной красавице стали перстни с драгоценными камнями. По мнению других, впервые ель на Рождество была установлена в Аничковым дворце в Петербурге 24 декабря 1819 года. В любом случае, в 1820-1830-х годах ёлки в императорской семье ставились уже ежегодно. Эта традиция стала быстро распространяться и по России.

Но святки все равно оставались одной из главных традиций — игры, гадания, хождение со звездой... Уникальный экспонат — маска для колядования, таких практически не сохранилось, создавали их всегда из подручных средств. Одна звезда, например, сделана из сита. Костюм? Выворачивался тулуп, шапка... А потом вещи опять носили, как обычно, а предметы снова использовались по их прямому назначению. 

Из игр любили катание с горки, а еще — «Колечко выйди на крылечко», которую мы все знаем. Это сейчас мы не до конца понимаем, почему человек, у которого оказалось колечко, должен выбегать из круга. А тогда все было ясно: колечко — это рождественский подарок, и если тебя не поймали, тебе он и достаётся.

Старинные новогодние традиции и обряды допетровской Руси были очень популярны у простого народа: песни, пляски, гадания, колядование, заменившие более древние языческие обычаи.

В экспозиции можно видеть сборники рождественских песен третьей четверти XVI века. А еще нотную рукопись службы 1 января, по которой пел сам Петр Великий. Новогодние открытки и письма — эти послания имеют особый шарм, их искренность подкупает и трогает. Вот как звучит одно из них: «Моему самому сладкому мужу с нежными пожеланиями и благословением счастья в новом 1895 году. От его любящей жены Аликс. Санкт-Петербург», — пишет Александра Федоровна своему супругу Николаю II. Или вот: «С новым 1914 годом душку Алексея. Мария», — поздравляет дочь царя своего младшего брата, наследника престола. Здесь же поздравительные открытки, подписанные и другими родственниками последнего императора, приглашения и меню на обеды в честь рождественских и новогодних торжеств разных лет. 

Представлены и календари. Они самого необычного вида, из разных материалов, например, индонезийское летоисчисление — на пальмовых листьях. Большой интерес представляют и наши — от так называемого кругового «бесконечного» до известного Брюсова «Календаря или месяцеслова христианского». Его назвали по имени Якова Брюса, сподвижника Петра I, инженера и ученого, с ним сверялись почти 200 лет — с петровских времен до начала ХХ века. Кстати, всем знакомые «отрывные» появятся лишь после 1861 года.

Особое внимание уделено на выставке теме праздничного застолья. Оливье — это уже, можно сказать, непременное блюдо на новогоднем столе. А чем было принято раньше угощать?

Одно из традиционных рождественских и новогодних блюд — студень. Рецептов было огромное множество. Музей «Ростовский кремль» предоставил формы для их приготовления — студники. Один украшен изображениями раков — вполне возможно, что он был именно из них. А вот блюдо с цветочками — это кисельник, в нем готовили то, что мы бы сейчас назвали фруктовым желе. Его вываливали из формы и резали на куски. Надо сказать, что это редкие экспонаты: из-за того, что они постоянно использовались, их сохранилось очень мало. Большое значение, конечно же, играли пряники. Самый большой был зафиксирован на именинах Петра I. Чтобы внести его, пришлось снять двери.

И конечно — обязательный хлопок шампанского! Раньше шампанского у нас не было, к празднику варили пиво. В экспозиции есть книжечка 1861 года, где рассказывается, как правильно встречать праздник как раз с шампанским: за пять минут до наступления Нового года все смотрят на часы, разливают напиток и ищут глазами в толпе того, с кем обязательно хотят чокнуться и кого поздравить.

А вот «Раз-два-три — елочка гори!» — это дореволюционная забава. Была специальная зажигательная нить, которая соединяла все свечки, и от огонька на одной все остальные очень быстро загорались. Надо было только не терять бдительность — в начале ХХ века карикатуры часто высмеивали «запраздновавшихся», к которым едут пожарные.

Были и традиции, которые у нас не прижились. Вот, например, сборник рождественских гимнов XVI века, привезенный из Франции и хранившийся в семье Шереметьевых. При Петре I эту европейскую традицию пытались перенять, но не прижилось. Так же как и вертепы. Это уже в последнее время они стали у нас везде появляться, а раньше особого интереса не встречали. В экспозиции представлены немецкие, польские вертепы, есть даже африканский.

Коломенская выставочная елка хотя и без алмазов-бриллиантов, но тоже искусно наряжена: игрушки стеклянные, керамические с гжелью, картонажи, интересные бонбоньерки, желатиновые бусы, мишура — все это крупицы прошедших эпох, бережно собранные по всей России.

«Меняется время, но традиции пить шампанское или думать о лучшем в Новый год остаются. Это чувство радостного предвкушения как раз объединяет все три века, что мы и хотели показать, — говорит куратор выставочных проектов музея-заповедника Коломенское Наталья Полонникова.

«Три века русской елки» — как машина времени переносит нас туда, где мы по-детски наивны и счастливы. Она отлично поднимает настроение. 


Выставка «Три века русской елки» будет открыта до 31 января 2022 года в Малом выставочном зале во Дворце царя Алексея Михайловича. Билеты лучше заранее приобретать на сайте музея-заповедника, для входа необходим QR-код и паспорт.


По материалам СМИ


Эксклюзив
28.02.2024
Святослав Князев
За что ПЦУ взъелась на святого князя?
Фоторепортаж
27.02.2024
Подготовила Мария Максимова
В Москве в Государственном музее А.С. Пушкина представлен Межмузейный проект к 225-летию со дня рождения поэта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..