Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024

Святые лики

Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря проходит выставка «Древнерусское лицевое шитьё»
12.02.2018
Святые лики

Этой экспозицией начинается череда праздничных  мероприятий, посвящённых 100-летию знаменитого на весь мир Центра. На первой выставке посетители увидят экспонаты, возвращённые к жизни в мастерской реставрации тканей, которые были доставлены из 11 региональных музеев. Большинство этих памятников созданы в XV-XVI вв. Некоторые экспонируются впервые. Наиболее древний памятник в экспозиции – покров «Святитель Леонтий Ростовский», выполненный в конце 1470-х – начале 1480-х годов для украшения Успенского собора.

Лицевое шитьё пришло на Русь вместе с принятием христианства. Сам термин произошёл от слова «лик». Это изобразительное искусство, близкое иконописи, но основой и фоном здесь служат ткани, а красками – разноцветные шёлковые, серебряные и золотые нити. 

Шитьё металлическими нитями даёт эффект золотого оклада. Драгоценное убранство часто дополняют жемчуг и камни. Литургические ткани с лицевым шитьём, а также пелены, хоругви, покровы на раки святых были очень дорогими, и лишь крупные соборы и прославленные монастыри хранили в своих ризницах подобные произведения, созданные в мастерских царей и князей, которые позже передавали их им в дар. Так, покров «Святой Леонтий Ростовский» был передан в Успенский собор Ростова Великого из мастерской княгини Верейской-Белозёрской, воздух «Се Агнец» – в дар нижегородскому Вознесенскому монастырю преподнёс князь-воевода Темкин-Ростовский. А пелену «Богоматерь Коневская с избранными святыми» соткали близкие к кремлевскому кругу московские мастера, и, судя по всему, её передала в Троице-Сергиев монастырь жена Бориса Годунова.

На протяжении века сотрудники Центра принимали активное участие в формировании и сохранении музейного фонда, способствовали созданию реставрационных мастерских в большинстве крупнейших музеев России, и фактически стали основоположниками ключевых направлений научной реставрации.

Изначально мастерская реставрации тканей появилась при Троице-Сергиевой лавре, позже здесь стали заниматься не только церковными тканями: знамёна, выходные костюмы, платки, гобелены, веера и куклы получали новую жизнь. Но в этом году мастерская вернулась к своему историческому предназначению и представила собранные в разных регионах – Сергиевом Посаде, Вологде, Владимире, Сольвычегодске, Вятке, Ростове, Кирове, Переславле-Залесском, Смоленске, Нижнем Новгороде – и доставленные в Москву по частям памятники древнерусского лицевого шитья.

Золотистые и серебряные шёлковые нити повторяют древние темы – кажется, будто они пахнут ладаном, пылью, свечным воском. Цвета – как на иконах, под которыми эти ткани обычно подвешены или расстелены, – золотой, пурпурный, голубой. От времени они стираются, но мастера реставрации их возрождают, под микроскопом, выявляя изъяны и прорехи, оставленные временем и огнём. Потом кропотливо по крохотным петлям и стежкам восстанавливают потемневшие лики…


Экспозицию можно увидеть до 23 марта.



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.