Стиль большого города

Экспозиция называется «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города». По словам авторов проекта, три главных слова в названии выставки — это не только скрытое содержание проекта, но и опорные пункты в развитии костюма. Кринолин отражает середину XIX века, жакет — XX век, а свитшот — олицетворение сегодняшнего дня.
Отмена крепостного права в 1861 г. дала мощный импульс к развитию российских городов, что в свою очередь способствовало изменению городской моды, принадлежавшей теперь не только аристократам, но и новым горожанам, в том числе из крестьян.
Появился особый и весьма эклектичный образ русского города, который будет меняться от эпохи к эпохе, в тоже время — сохраняя свою самобытность. Мода высших слоев общества, зависимая от парижской, сохраняет элегантность и «западность», но другие классы создают собственный язык костюма. Он сочетает западные выкройки и яркость азиатских тканей, элементы традиционных нарядов и любовь к русской народной колористической гамме, пестрое рукоделие, практичность и блеск.
Перед посетителями предстают воссозданные характерные образы модных горожанок разных эпох. Гости выставки видят пышные наряды эры корсетов и кринолинов, эффектные туалеты модниц начала ХХ в., постреволюционные модные образы, номенклатурный блеск 1930-1950-х. Большое внимание на выставке уделено образам женского городского стиля XXI в.
На выставке представлено более 500 экспонатов и задействовано около 90 манекенов. Авторы проекта отказались от построения экспозиции в хронологическом порядке — образы горожанок разных эпох сгруппированы в нескольких городских пространствах. Пространство же выставки поделено на шесть тематических зон: «Вокзал», «Деловая улица», «Салон красоты», «Витрина», «Театральный разъезд» и «Парк», в каждой из которых представлены образцы костюмов разных лет, а также аксессуары, детали гардероба и антураж эпохи. Этот подход позволил наиболее полно представить городскую моду в разных ее проявлениях.
«Мы не пытались охватить всю историю городской моды в России (да и возможно ли это?), но воссоздаем яркие образы женщин в городе последних 160 лет в самых разных обстоятельствах. Мы показываем город женщин во всем его эклектичном разнообразии. Городская улица и городской стиль неоднородны, и мы взяли за основу этот принцип эклектики: не ждите последовательного движения от даты к дате, от костюма к костюму, от платья к платью по хронологической ленте. Вы увидите горожанок разных эпох в разных городских пространствах и обстоятельствах: они спешат на работу, встречают на перроне близких, наряжаются для очень торжественного события» — говорит Тим Ильясов, автор выставочного проекта, исследователь моды.
Впервые экспонируются вещи знаменитых советских модельеров, работавших в главных моделирующих организациях СССР, например, комплекты, созданные Тамарой Файдель в Общесоюзном Доме Моделей Одежды и Аллой Левашовой в СХКБ.
В первом зале под названием «Витрина» одно платье выставлено отдельно. Это платье было создано Надеждой Петровной Ламановой — великим русским кутюрье. До революции Ламанова одевала высший свет Российской империи, включая саму императрицу, а в 1920-е — стала одним из двигателей нового дизайна костюма для новой страны.
Из современных российских дизайнеров представлены как известные бренды Игоря Чапурина, Алены Ахмадуллиной, Виктории Андреяновой, Светланы Тегин, так и молодые яркие дизайнеры и марки: Рома Уваров, Outlaw, Саша Гапанович, House of Leo, 12 Storeez и др.
По словам одного из авторов идеи, архитектора Юлии Наполовой, на создание проекта их подтолкнула мысль о том, что никто никогда не делал выставку про то, как люди живут и чувствуют себя в городе. «Выставка очень архитектурная, она не столько про моду, сколько именно про городской костюм и про то, каким образом люди живут в пространстве, меняются в пространстве и потом меняют пространство собой».
Несмотря на то, что большая часть предметов связана с Москвой, в экспозиции нет четкой привязки к конкретному городу — образы героинь можно представить в любом большом городе России.
Пожалуй, эту выставку по праву, без преувеличения, можно назвать одним из самых ярких проектов этой осени.