Советский стиль

На сегодняшний день это первое и единственное многофункциональное арт-пространство Москвы, объединяющее на одной площадке научные, культурные, информационные проекты, дизайнеров, бренды и производства, так или иначе исследующие тему русского стиля: от истоков в народной культуре до современных трендов. Инициируя совместные, междисциплинарные проекты, новый Центр, по мнению его создателей, поможет сформировать системный, структурированный взгляд на историю моды и дизайна в России и на состояние этих индустрий сегодня.
Новый центр, по словам директора музея Елены Титовой, не зря находится на территории большого федерального Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Являясь его структурным подразделением, центр свободно использует научно-методическую базу музея и накопленный опыт его специалистов.
Первая выставка нового арт-пространства посвящена дизайну. Это первая в современной России экспозиция, рассказывающая, как функционировала отрасль в 1960-1980 -е годы.
Выставка «Система дизайна в СССР» раскрывает посетителям деятельность важнейших институтов, конструкторских бюро и дизайн-служб на заводах и фабриках, работавших в области художественного конструирования и технической эстетики, их взаимодействии и роли в развитии промышленного производства.
Слова «дизайн» в СССР не было, до 1989 года официально этот вид деятельности именовался технической эстетикой. Ею, как выясняется, занимался целый Всесоюзный НИИ, у которого было 11 филиалов в республиках. В институте придумывали облик самых разных вещей: от детских игрушек до самолетов.
Некоторые разработки института во многом опередили время. Например, суперфункциональный информационно-коммуникационный комплекс, сокращенно СФИНКС, придумали еще в 86-м году. По сути, это пульт управления первым в СССР умным домом. На выставке представлена модель перспективного такси, в которое могла свободно заезжать детская коляска. К сожалению, все это не стало реальностью для советских граждан.
Многие идеи советских дизайнеров на предприятиях отвергали, поскольку для их реализации нужно было модернизировать производство, поэтому сотрудникам НИИ технической эстетики зачастую оставалось только мечтать: очки, по команде пользователя превращающиеся в дисплей, элементы носимой на теле электроники...
В экспозиции более 500 экспонатов из собраний Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Московского музея дизайна и частных коллекций – мебель, посуда, одежда, книги, чертежи, плакаты, открытки, альбомы, этикетки, созданные на таких предприятиях, как «Зенит», ЗИЛ, ВАЗ и ЛОМО. Представлены уникальные фотографии из архива МИА «Россия сегодня».