Сквозь 900 блокадных дней

Вопреки опасениям, всего на шестистах квадратных метрах в Соляном переулке ужилось и новое, и старое: блокадников не обидело тотальное «осовременивание», и молодежи здесь не скучно. Каждый квадратный метр в музее, который только ждет своего расширения, на счету, а потому пространство задействовали по максимуму. В экспозиции нашлось место и для новых тем – Советско-финской войны и «Ленинградского дела».
Войдя в музей, сразу попадаешь в атмосферу середины сороковых годов прошлого века – время Победы. У парадной лестницы вас встречают ростовые портреты командующих, а у их ног – низкая треугольная витрина-платформа с трофейными нацистскими знаменами, измятыми вражескими агитплакатами, поверженным немецким оружием. На витрине, символизирующей крах фашистской идеологии – наша пушка-сорокапятка.
– Пушку мы реконструировали, но специально сохранили следы участия в обороне Ленинграда, – отмечает директор музея Елена Лезик.
На стенах – 32 портрета военных руководителей из живописной коллекции, которая хранилась в музее в сороковых годах. Тогда она насчитывала 96 холстов. Сейчас коллекция находится в фондах Музея истории Санкт-Петербурга. Еще двадцать портретов этой же серии украсили новый музейный зал для временных экспозиций.
Подготовить посетителя к основной экспозиции на втором этаже, посвященной цене Победы, помогает вводный зал. В нем расположены мобильные выставочные модули-витрины, наполнение которых можно будет регулярно менять, и константы, главная из которых – «стена-пролог».
На стене, словно составленной из обломков зданий, с помощью цитат, проекций, видео и фото рассказывается о символах блокады. Торцевую стену заняла проекция с главными блокадными цифрами. Для тех, кто уже ознакомился с экспозицией и покидает основной зал, скорбная статистика как бы подводит итог всему увиденному.
В основном зале с лепниной под потолком соседствуют заводские балки, а стены украшают наклонные плоскости и современные резкие формы.
– Попытались соединить все: и классический витринный метод экспонирования, и инсталляции, и мультимедийные технологии, – подчеркивает Лезик.
Погрузиться в атмосферу военного Ленинграда дает возможность «блокадный тоннель» из серии инсталляций, которые переносят вас в обычную жилую блокадную комнату, блокадную булочную, блокадный вокзал, бомбоубежище, цех, комнату НКВД, школьный класс, артистическую гримерную. В инсталляциях задействованы подлинные предметы.
Ее доминантной стала экспозиция «Разорванное кольцо». Войдя внутрь него, оказываешься среди цитат из блокадных дневников и попадаешь под «звуковой душ» из стука метронома, записей ленинградского радио и фрагментов симфонии Шостаковича.
– «Разорванное кольцо» трансформируется в полукруглую сцену, а прилегающее пространство – в зрительный зал. Помимо посадочных мест, стулья-трансформеры легко превратятся и символические снарядные ящики, которые в обычном режиме служат витринами: достаточно закрыть крышку-сидение.
Сориентироваться в экспозиции помогает стеклянная дорожка. Она ведет посетителя «по полю боя» и «Дороге жизни»: под стеклом скрыты земля, усыпанная пулями, воронки от снарядов и даже ладожский лед. То, что оказывается под ногами – перекликается с тематикой соседних витрин.
– Оружие и другие предметы использовали подлинные, но не из музейной коллекции: они здесь, скорее, как атрибутика, антураж, – отмечает Лезик. – Лед Ладоги воссоздали из искусственных материалов. А вот землю привезли с Невского пятачка. Идя по такому «коридору», человек еще больше погружается в тему и уже не просто узнает о блокаде, а ощущает ее.
Сегодня приступили и к созданию сети филиалов музея, которая объединит блокадные памятные места города, страны и, возможно, даже мира. В первую очередь, музейные пространства организуют в главном павильоне Московского парка Победы (бывший кинотеатр «Глобус») и на хлебном заводе «Каравай». Сеть охватит и частные, и общественные проекты. Итогом работ станет целый «архипелаг памяти»!