Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 мая 2023
С царского плеча

С царского плеча

В Государственном историческом музее представлена выставка императорских одежды и принадлежностей
Подготовила Мария Максимова
20.04.2021
С царского плеча

«Придворный костюм середины XIX – начала ХХ вв. из собрания Государственного Эрмитажа» – так называется экспозиция, ставшая подарком Историческому музею (ГИМ) в честь его предстоящего 150-летнего юбилея.

Проект Эрмитажа и Государственного исторического музея открывает серию выставок, посвященных юбилею ГИМ. «Эта выставка – дар, дар Государственному Историческому музею к его 150-летию от наших коллег, от наших постоянных партнеров, от одного из самых знаменитых музеев мира – Государственного Эрмитажа. Дар редкий, потому что он представляет собой одну из самых уникальных коллекций, которая хранится на территории Российской Федерации», – сказал журналистам накануне открытия выставки директор ГИМ Алексей Левыкин.

Он назвал выставку подарком не только музею, но и всем москвичам и гостям города.

Экспозиция посвящена церемониальной и повседневной жизни Русского двора и именно того периода, когда создавался Исторический музей. На выставке можно видеть произведения живописи и графики, архивные документы, образцы оружия и изделия из драгоценных металлов. Но главными экспонатами стали наряды и аксессуары.

В одном из разделов представлены костюмы Александра III и платья Марии Федоровны. Императрица была законодательницей мод среди дам высшего света. А вот Александр III, в отличие от супруги, не любил светской жизни, –как отметила куратор выставки, хранитель коллекции костюмов Эрмитажа Нина Тарасова. Она особо выделила «неприметный серый костюм в клеточку»– прогулочный костюм императора. «Мы его выставляем впервые. Вы привыкли видеть на фотографиях Александра III в мундире, а что касается гражданской одежды, она немного мешковато сидела на его фигуре богатыря. Такие штатские костюмы он надевал только во время зарубежных вояжей. И этот прогулочный костюм – он очень неважно сшит, хотя ателье было очень достойным», – рассказала Н. Тарасова.

Она пояснила, что император относился к такого рода костюмам совершенно спокойно. Ему важнее было, «чтобы мундир сидел хорошо». Военная одежда представляла особый раздел моды. Только несведущему человеку кажется, что мундир трудно разнообразить. Каждый монарх находил, что можно видоизменить и привнести в военную форму.

«И отметим, что в его царствование при дворе не было проведено ни единого маскарада. Александр III считал, что ни к чему государю даже на несколько часов представать перед публикой ряженым», –отметила куратор выставки.

В отдельном зале выставлены домашняя одежда и личные вещи императора и императрицы. Среди прочего там можно увидеть целую коллекцию туфель Марии Федоровны, некоторые из которых демонстрируются впервые. Помимо императорских костюмов представлены парадные и бальные наряды княгини Зинаиды Юсуповой, графини Софии Гендриковой и других представительниц аристократических фамилий.

Что и говорить, при российском дворе всегда умели одеваться. На это тратились гигантские средства, ведь в основном все необходимое для роскошных туалетов приходилось заказывать за границей. Впрочем, отечественные венценосные модники и в стиле предпочитали ориентироваться на Европу – на Германию, Англию и Францию. Такая традиция закрепилась еще со времен Петра I.

Костюмы поражают не только роскошью, но и изяществом.

Остается только догадываться, сколько времени было потрачено портными на создание одного туалета: каждый из них богато украшен золотой и серебряной вышивкой, бисером, меховой отделкой или перьями…

Завершает выставку раздел, в котором демонстрируется платье для церемонии бракосочетания великой княгини Александры Федоровны с императором Николаем II в 1894 году. Там же – парадное платье Марии Федоровны, оно сшито из белого шелкового крепа, традиционной ткани для траурного костюма. Это связано с тем, что церемония бракосочетания происходила в день рождения вдовствующей императрицы – единственный день, когда глубокий «черный» траур по Александру III можно было ослабить до «белого». Всего на выставке около 50 комплектов костюмов и более 60 аксессуаров.

Эта экспозиция, как уже было сказано, дает старт целой серии юбилейных выставок в честь 150-летнего юбилея Государственного Исторического музея. Можно не сомневаться, впереди нас ждет целый марафон грандиозных проектов.


По материалам СМИ


Эксклюзив
26.05.2023
Валерий Панов
«Большая фарма» нуждается в новых эпидемиях
Фоторепортаж
25.05.2023
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка «Казачья гвардия – гордость Российской империи»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..