Русский Роден

Художник, прожил долгую жизнь — около 100 лет, с конца XIX до середины ХХ века, в его наследии более 800 скульптур из самых разных материалов — мрамора, дерева, гипса и бронзы. В мире пластических искусств, пожалуй, только великий Микеланджело обладал таким совершенством формы в ваянии, считают искусствоведы. А ещё, до революции, скульптора называли «русским Роденом»...
Коненков из семьи вольноотпущенного, то есть выкупившегося из крепостных крестьянина. Его самородный талант был так впечатляющ, что скульптура «Самсон, разрывающий узы» в 1902 году казалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена.
Скульптура Коненко настолько «жива», что забываешь о материале, из которого она сделана. Кроме того, он идеально его подбирал, чтобы показать «душу через форму». Гений ваял гениев: А. Пушкин, Л. Толстой, В. Маяковский, А. Горький, Ф. Достоевский, Ч. Дарвин, И. Павлов, Д. Шостакович, А. Эйнштейн, С. Бах…
Коненков был непревзойдённым мастером работы с деревом. Приобретал пни сухих, погибших деревьев — губить живое не соглашался, как бы ни соблазняли. Анна Голубкина, работавшая вместе с ним в мастерских Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в своей книге «Несколько слов о ремесле скульптора» писала: «Сергей Тимофеевич Коненков так сроднился с деревом, что освобождает то, что заключено в нём».
В мраморе его работы не менее потрясают воображение.
Совместный проект РОСИЗО и Нижегородского государственного художественного музея знакомит посетителей с разными гранями творчества Конёнкова, который предстает не только как талантливый скульптор, но и как мыслитель, философ, провидец и демиург.
Скульптуры объединены в три тематических блока, неизменных и взаимосвязанных в творчестве Конёнкова: религия (от мессии до демона), власть (вожди и герои), язычество (гедонизм и женское начало).
На выставке также представлены космогонические картины-карты, прозванные «Графическими откровениями Конёнкова». В переплетении символов и топографических знаков зашифрована расстановка мировых сил, говорят искусствоведы.
Графика Коненкова хранится в частном собрании и публично выставляется впервые. Произведения, составившие экспозицию, были предоставлены как крупными федеральными музеями, так и региональными. Поэтому проект без преувеличения можно назвать общероссийским.
Ольга Галактионова, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина на открытии сказала: «Сейчас мы находимся в той точке, когда нам надо работать с нашим наследием и учиться у этого наследия. Сейчас Сергей Коненков — это из тех образцов, у которых надо учиться, пересматривать, восхищаться». Глядя на работы скульптора, трудно с этим не согласиться.
Выставка в Пакгаузе на Стрелке будет работать до 22 июля.