Русская свадьба
Экспозиция рассказывает о свадебном обряде – одной из наиболее ярких составляющих традиционной бытовой и духовной культуры любого народа. Русский свадебный обряд формировался на протяжении многих веков и сохранялся в народной культуре вплоть до начала XX века.
До революции зарегистрировать брак можно было только в церкви. О вкладе христианской культуры в русский свадебный обряд рассказывает венчальный комплекс. Посетители выставки могут видеть иконы, предметы церковной утвари, а также разнообразные и редко экспонируемые образцы брачных венцов, выполненные из различных материалов – драгметалла, металла, дерева, бересты…
Выставка рассказывает о русских свадебных традициях – пышной царской церемонии и скромной крестьянской. С помощью мультимедийных программ экспозиция знакомит с обрядовым фольклором и позволяет погрузиться в многообразие свадебных ритуалов.
Вот один из экспонатов – расписные сани, так называемый свадебный поезд. Готовили его утром свадебного дня в доме жениха, и обязательно он должен был объехать всю деревню под звуки бубенцов, с песнями, торжественными возгласами – так «свадебный поезд» возвещал о приближающемся торжестве.
Выставка знакомит посетителей с забытыми и со временем утраченными русскими народными традициями. О пышной царской свадьбе рассказывают чиновные списки царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Здесь можно видеть венчальную икону царицы Евдокии Федоровны Лопухиной и другие предметы. Среди редких и особо ценных экспонатов на выставке представлены деревянные горельефы, изображающие крестьянскую свадьбу. Они выполнены неизвестным скульптором конца XVIII-начала XIX вв. и предоставлены на выставку Тверской областной картинной галереей. В экспозиции представлены также иконы XVII века, написанные царскими изографами в 1680-е годы: «Покров Богородицы», «Рождество Христово» и «Крещение Господне». В экспозиции представлен «Домострой» – памятник русской литературы, содержащий в себе подробную регламентацию «свадебного чина».
Специальный раздел посвящен подаркам, которые преподносили друг другу участники обряда. Среди них – расписные прялки, гребни, рубели, пряничные доски, вышитые полотенца и платки, гребни, украшения, принадлежности для шитья и обувь...
Другой раздел посвящен важной части русской свадьбы – приданому невесты, в котором можно увидеть сундуки и короба – места хранения приданого, а также рушники, скатерти, подзоры, постельное белье, посуду, входившие в его состав. Подлинный ткацкий стан начала XIX века, прядильные гребни, расписные прялки и швейки XVIII-XIX веков из разных регионов России говорят о важной роли приданного для невесты, знакомят с техниками его приготовления, в том числе вышивками и подготовкой «портно» – части традиционного приданого из домотканого или фабричного текстиля. На выставке большое разнообразие девичьих головных уборов, имевших символическое значение.
«В разных регионах они играли роль венчальных. После венчания совершали старинный обряд "окручивания": молодой жене расчесывали косу и меняли головной убор на новый, полностью закрывавший волосы. Изменение прически и головного убора свидетельствовали об окончательной смене статуса», – поясняют экскурсоводы.
Уникальные предметы дополнены произведениями живописи. Среди них знаменитая картина неизвестного художника XVIII века «Девичник в городе Торопце» из собрания Исторического музея, известное полотно художника М. Шибанова «Празднество свадебного договора» 1777 года, хранящееся в Третьяковской галерее, а также картина «Старинный обряд благословения невесты в Муроме» Ивана Куликова из Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Благодаря акции, объявленной Историческим музеем, свадебные фотографии из семейных архивов современников также стали частью экспозиции, протянув нить от традиции к сегодняшнему дню. А открывала выставку настоящая церемония бракосочетания.
?>