Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2023
Религиозные артефакты коммунистической эпохи

Религиозные артефакты коммунистической эпохи

В Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге —выставка икон советского времени
Подготовила Мария Максимова
27.02.2023
 Религиозные артефакты коммунистической эпохи

Первый в России выставочный проект, посвященный советским иконам – уникальным религиозным артефактам эпохи гонений. Экспозиция включает более 70 икон, собранных Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ в ходе экспедиций. Дополняют выставку предметы из собрания Государственного музея истории религии.

Советские иконы – не только уникальный социальный и материальный феномен, но и пример наивного религиозного искусства. С распадом СССР оно ушло, исчезло как живое явление. Иконы такого типа — очень разнообразны по техникам исполнения. Они изготавливались в кустарных условиях в эпоху дефицита товаров и гонений на Церковь.

Чаще всего это изображения, вставленные в деревянные киоты, закрытые стеклом и декорированные окладами из доступных в разное время материалов. В качестве моленного образа, который вставляли в киот, в советских иконах изначально использовались небольшие писаные дореволюционные иконы или литографические иконки. Иногда в киоте оказывались фрагменты иконостаса (к примеру, медальоны от Царских врат), спасенные из уничтожаемых большевиками храмов. Позднее в качестве основы начали использовать фотографические иконки нескольких типов, иногда наклеенные на картон, вырезки из печатных изданий.

Начавшееся в 1922 г. изъятие церковных ценностей и последовавшая за этим широкомасштабная антирелигиозная пропаганда прервали многовековое развитие религиозного искусства и ремесел. Но традиции не исчезли полностью – сельские мастера-кустари начали создавать иконы тайно.

Биография каждой советской иконы уникальна. И множеством нитей она связана с политическими, социальными, религиозными особенностями сельской жизни эпохи СССР. В создании таких икон принимали участие многие люди. Фотографы тайно тиражировали религиозные изображения – от старинных икон до картин на религиозные сюжеты В.М. Васнецова и М.В. Нестерова. Нелегальные распространители перевозили фотографические иконки. Сельские художники-оформители писали образы святых на картоне. «Несуны» выносили с заводов фольгу и другие материалы. Инструменты и материалы, которые использовали мастера, бывали совершенно неожиданными. На оформление окладов шла фольга от конфет, чая и сигарет. Тонкий, сложный в использовании материал клеили на бумагу. Запуск в молочное производство крышек из металлического материала, которыми закрывали бутылки, невольно повлиял на становление советской иконы. Также она оказалась связана и… с атомной бомбой: образ Николая Мирликийского украшен фольгой с Арзамаса-16.

Впрочем, в ход у мастеров шло всё, что находилось под рукой: медицинский пластырь, обои, газеты, пионерский галстук. Орнаменты могли теснить и донышком от рюмки, и оружейным патроном.

На выставке «Советские иконы: религиозные артефакты коммунистической эпохи» можно видеть не только иконы разных мастеров, материалы, которые они использовали, но также инструменты, которыми работали образовники.

В разных регионах в советское время возникло много локальных традиций, отличающихся ремесленными способами и художественными стилями. Мастера часто копировали известные им традиционные приемы. Например, елецкие оформители переносили на иконы свои знаменитые кружева.

Директор ГМИРа Любовь Мусиенко отметила, что советские иконы — не только уникальный социальный и материальный феномен, но и предмет наивного религиозного искусства, оставшегося в прошлом.

Подобные ремесленные иконы перестали изготавливать в середине-конце 1990-х гг., в связи с массовым открытием храмов, возрождением иконописной традиции и массовой продажей печатных образов. Социальные каналы и сети, по которым распространялись материалы, необходимые для создания рукодельных икон, исчезли с распадом СССР. Мастера, владевшие техникой изготовления киотов и украшения образов, уходят из жизни. Владельцы «советских икон» нередко не видят в них значимости и уничтожают образы. Вместе с ними исчезает и богатый культурный пласт наивного искусства и религиозной культуры советской поры.

В экспозиции представлены иконы, собранные в ходе экспедиций, прежде всего в Нижегородской области. В советские годы этот регион сохранял богатство религиозных традиций благодаря большому количеству монастырей и святынь, связанных с почитанием Серафима Саровского.

«Участникам экспедиции удалось спасти целый пласт религиозной культуры советской поры. Экспозиция дарит ощущения тепла, света, вспоминается детство, дом, где в красном углу висели такие иконы, сделанные руками самоучек. Не имея специальных материалов и инструментов, они творили чудеса. Это страница истории иконы — какой она была в те времена. Сегодня они хранятся как семейные реликвии, оставшиеся от бабушек с дедушками, и это трогательно», — рассказала Л. Мусиенко.

Экспозиция сопровождается лекцией-кинопоказом по материалам этнографических экспедиций, документальными фильмами о мастерах и мастерицах Нижегородской области, циклом авторских экскурсий, лекциями «Рождение советской иконы» и «Современная судьба советских икон».


Выставка продлится до 21 марта 2023 года.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
27.03.2023
Валерий Панов
О чем не сказал Михаил Мишустин в отчете Госдуме РФ
Фоторепортаж
28.03.2023
Подготовила Мария Максимова
Открылся музей, посвященный 80-летию со дня трагедии 22 марта 1943 года


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..