Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Реклама – двигатель торговли

Реклама – двигатель торговли

В фонде «Московское время» проходит выставка, посвященная дореволюционной рекламе
Подготовила Мария Максимова
20.02.2023
Реклама – двигатель торговли

Плакаты, бутылочки, упаковка и прочие старинные вещи московских коллекционеров рассказывают о брендах старой Москвы и их рекламных уловках.

Авторство этого неустаревающего слогана «Реклама – двигатель торговли», ставшего названием выставки, приписывают чеху Людвигу Метцелю, который в 1878 году основал в Санкт-Петербурге первое в России рекламное бюро «Центральная контора объявлений». Правда, девиз этого бюро звучал немного иначе – «Объявление есть двигатель торговли».

О русской рекламе есть, что рассказать искусствоведам. Ее начинали великие художники – Бакст, Врубель и Коровин. Но тут речь идет о времени, когда реклама уже стала частью жизни московского обывателя: экспозиция рассказывает о том, из чего он ел, во что одевался, чем лечился.

Рекламные объявления в прессе предлагали пилюли против ожирения, лекарства от катаров, ревматизма и астмы, утверждали, что «всякая дама может иметь идеальный бюст», сообщали, что «проданы миллионы банок» крема, возвращающего молодость, а также предупреждали об опасности покупки аналогичных товаров у конкурентов.

Экспозиция знакомит нас с различными видами рекламы на стыке ХIХ и ХХ века – плакатами и оригинальными предметами: рекламными публикациями, каталогами, листовками, открытками и другими материалами, бывшими некогда частью маркетинговых кампаний. Среди экспонатов можно видеть маленькую рекламную ванную, резиновую собачку, щипчики для монпансье шоколадной и конфетной фабрики «Конради», жестяные коробочки других кондитерских фабрик. «Брошь из лапки куропатки с серебряным кольцом», «Браслет со вставками из жуков листоедов», тут соседствуют с рекламой одеколона «Брокар и К» и пудрой Товарищества «Гигиена».

Этот своеобразный музей городского быта собран благодаря московским коллекционерам, предоставившим для выставки предметы из своих собраний. Многие из них уникальны и экспонируются впервые.

На выставке представлены репродукции рекламных плакатов из Российской государственной библиотеки и Государственного музея Санкт-Петербурга. 

– Мы искали плакаты, в которых есть любопытные детали – особый художественный прием или затейливый стих, неожиданные экскурсы в историю, в русскую старину, – говорит один из кураторов выставки, коллекционер Наталья Титова. – А еще хотели показать, что тот или иной продукт, который мы считаем современным изобретением, был, оказывается, придуман уже давным-давно.

Потребителям разных социальных групп интересны были разные формы подачи рекламного материала – от плакатов и вывесок до открыток и рекламных объявлений в периодических изданиях и на упаковке товаров. Жесткая конкуренция среди производителей заставляла их искать свои, уникальные способы воздействия на потенциальных покупателей.

«Безусловное ручательство за высшую прочность» – гласил рекламный плакат производителя галош. «Полное ручательство за доброкачественность!» – вторил ему конкурент. Были и поэты, специализировавшиеся на рекламе. Самым известным из них стал Дядя Михей (С.А. Короткий), писавший для табачной фабрики «Лаферм».

«Купите мыло!» – требует решительная барышня в шляпке с бруском «Земляничного» в пухлой ручке. Огорченный Наполеон на деревянной лошадке (щелчок по французскому лбу из 1812 года) выслушивает доклад своего гренадера о том, что русские без остатка съели все конфеты фабрики И. Динга и французам ничего не досталось.

Увы, немногие отечественные бренды, чьи рекламные плакаты украшают зал выставки «Реклама – двигатель торговли», пережили революцию. А те, что пережили, поменяли имена и продолжают свою деятельность по сей день: «Брокар и К» стал «Новой Зарей», Товарищество «А. Сиу и К» продолжило кондитерские традиции под именем «Большевик».


Выставка продлится до 18 марта


По материалам СМИ


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.