Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 июля 2024
«Разный» Маяковский

«Разный» Маяковский

В парке «Зарядье» проходит выставка, посвященная 130-летию со дня рождения поэта
Подготовила Мария Максимова
02.08.2023
 «Разный» Маяковский

Поэт-футурист, художник, автор слоганов и… рекламист – все это Владимир Маяковский, отразивший в своем творчестве историю ХХ века и оказавший влияние на десятилетия вперед не только на поэзию, но и на развитие рекламной индустрии.


Не случайно в название выставки «Владимир Маяковский: “Я – рекламист”» вынесена цитата из статьи поэта «О разных Маяковских», в которой он дает самому себе следующую характеристику: «Я – рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя...».

Выставка состоит из трёх разделов. Первый посвящен политической рекламе, созданной в период Первой мировой войны, когда В. Маяковский приступил к работе над созданием антивоенных сатирических журналов, выполненных в традиционной лубочной стилистике. Доступные для понимания самой широкой аудитории, эти работы высмеивали врагов Российской империи, славили русскую армию и поднимали ее боевой дух. Маяковский выступал и как автор текстов, и как художник. В издательстве «Сегодняшний лубок» он работал в сотрудничестве со многими известными художниками, в том числе с Аристархом Лентуловым и Казимиром Малевичем.

«Именно лубок – народная картинка – доносил до масс важные злободневные вещи. На его основе сложился институт отечественной рекламы. На примере рекламы 1920-1930-х видно: не везде есть конкретный портрет или образ, но даже если его нет, мы видим дешевый хлеб, часы и прочее – с нами мифический герой плаката говорит голосом Маяковского и его строками. Он стал личностью эпохи – не идеологом, а чем-то большим – голосом времени с очень характерным, легко запоминающимся литературным слогом», – рассказала правнучка художника Александра Родченко, искусствовед Екатерина Лаврентьева.

Второй раздел выставки посвящен работе В. Маяковского над социальными и политическими плакатами для «Окон РОСТА» и их проектом-преемником «Окна Главполитпросвета». 

Даже те, кто не знал грамоты, узнавали из плакатов о значимых событиях в стране и мире. За два с небольшим года из полутора тысяч плакатов «Окон» Маяковский создал тексты и рисунки для подавляющего большинства.

Вместе с ним работали Аристарх Лентулов и Казимир Малевич, Амшей Нюренберг.

«Вне телеграфной, пулеметной быстроты – этой работы быть не могло. Но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации», – писал Маяковский.

Начав работать в Российском телеграфном агентстве в 1919 году, поэт ежедневно создавал агитационные плакаты, которые затем вывешивали в витринах закрытых магазинов. Он вспоминал: «Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М.М. Черемных – одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе».

Помимо прочего, Маяковский рассказывал и о важности гигиены. Его отец умер от заражения крови – укололся булавкой, когда сшивал бумаги. После этого у поэта развилась бактериофобия, да и швейных принадлежностей он старался избегать.

Плакаты 1930-х годов с его текстами призывают: «Ходи в баню и ежедневно меняй белье», «Хоть раз в неделю, придя домой, водой и мылом полы помой», «Будь аккуратен, забудь лень: чисти зубы каждый день».

Третий раздел выставки посвящен коммерческой рекламе, созданной в творческом альянсе с Александром Родченко.

В 1920-м Владимир Маяковский познакомился с Александром Михайловичем. Увидев на выставке лозунги, которые тот придумал для рекламного плаката «Добролета», поэт раскритиковал его идеи. В ответ Родченко заметил, что ни один профессиональный поэт не занимается рекламой. А через три года они начали работать вместе, создав фирму «Реклам конструктор: Маяковский – Родченко».

Маяковский сам искал заказчиков, придумывал тексты и делал предварительные эскизы, а Родченко работал над визуальными образами. Для ГУМа они создали дюжину рекламных проектов, в том числе и логотип. Маяковский и Родченко создавали рекламу для крупных производственных объединений. Их плакаты призывали покупать галоши, шины, игрушки, продукты. Для одного только Резинотреста они придумали 12 плакатов. А для шоколадных конфет Маяковский и Родченко написали и нарисовали больше сотни рекламных продуктов. Они создали и логотип объединения со знаменитым слоганом «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Он обозначался на всей продукции и в виде световой инсталляции был установлен на здании управления треста. Плакаты творческого альянса «Реклам конструктор: Маяковский – Родченко» в 1925 году увидела и французская публика. Они размещались в Рабочем клубе, который для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже спроектировал Александр Родченко, один из них был удостоен серебряной медали. 

«На выставке представлен тип искусства, у которого очень маленький срок жизни: рекламные плакаты живут, пока их сообщение актуально. Но все они несут отпечаток эпохи и позволяют увидеть то время с неожиданной стороны», – говорит Екатерина Лаврентьева.

В экспозицию вошли плакаты издательства «Сегодняшний лубок», Окна Главполитпросвета и рекламная продукция из собраний Московского объединения «Музей Москвы», Государственного музея им. А.М. Горького, Историко-художественного музея «Новый Иерусалим», Государственного Музея В.В. Маяковского, Московского музея современного искусства, Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, Российского музея медицины Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Семашко и Мультимедиа Арт Музея.

Помимо плакатов, в экспозиции представлены фото- и кинохроника, в том числе сохранившиеся фрагменты фильма «Закованная фильмой».

В 1918 году Маяковский задумал снять кино с Лилей Брик и начал писать сценарий. Так появилась история о Художнике, который обладает даром видеть самую суть людей, и его возлюбленной – Балерине.

Маяковский не только написал сценарий немой ленты, но и сыграл главную роль, а Лиля Брик – Балерину. Снял «Закованную фильмой» Никандр Туркин. Он уже работал с Маяковским: сыграл главную роль в его экранизации «Мартина Идена» Джека Лондона – «Не для денег родившийся». Но в этот раз что-то пошло не так: поэт посчитал, что постановка изуродовала сценарий «до полного стыда» и его замысел вообще уничтожили. Так это или нет, теперь не скажешь: сохранились лишь фрагменты фильма.

Начальник отдела выставочных проектов «Зарядья» Дмитрий Шишкин поясняет: «Мы хотели показать Маяковского как автора близкого и актуального нашему времени. Он стал основоположником советской рекламы, создав самобытные каноны в этой сфере, которые продолжают действовать и сегодня. Принимая заказы от организаций, нуждающихся в «шлифованном слове», поэт выполнял задачи эпохи. Ему удалось стать и понятным, и близким своим зрителям, ведь плакат в начале XX века был одним из основных источников информации. В каждом плакате можно почувствовать свет, честность и подлинность творчества Владимира Маяковского»

Выставка открыта до 27 августа в Подземном музее парка «Зарядье»


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.