Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2025
«Разный» Маяковский

«Разный» Маяковский

В парке «Зарядье» проходит выставка, посвященная 130-летию со дня рождения поэта
Подготовила Мария Максимова
02.08.2023
 «Разный» Маяковский

Поэт-футурист, художник, автор слоганов и… рекламист – все это Владимир Маяковский, отразивший в своем творчестве историю ХХ века и оказавший влияние на десятилетия вперед не только на поэзию, но и на развитие рекламной индустрии.


Не случайно в название выставки «Владимир Маяковский: “Я – рекламист”» вынесена цитата из статьи поэта «О разных Маяковских», в которой он дает самому себе следующую характеристику: «Я – рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя...».

Выставка состоит из трёх разделов. Первый посвящен политической рекламе, созданной в период Первой мировой войны, когда В. Маяковский приступил к работе над созданием антивоенных сатирических журналов, выполненных в традиционной лубочной стилистике. Доступные для понимания самой широкой аудитории, эти работы высмеивали врагов Российской империи, славили русскую армию и поднимали ее боевой дух. Маяковский выступал и как автор текстов, и как художник. В издательстве «Сегодняшний лубок» он работал в сотрудничестве со многими известными художниками, в том числе с Аристархом Лентуловым и Казимиром Малевичем.

«Именно лубок – народная картинка – доносил до масс важные злободневные вещи. На его основе сложился институт отечественной рекламы. На примере рекламы 1920-1930-х видно: не везде есть конкретный портрет или образ, но даже если его нет, мы видим дешевый хлеб, часы и прочее – с нами мифический герой плаката говорит голосом Маяковского и его строками. Он стал личностью эпохи – не идеологом, а чем-то большим – голосом времени с очень характерным, легко запоминающимся литературным слогом», – рассказала правнучка художника Александра Родченко, искусствовед Екатерина Лаврентьева.

Второй раздел выставки посвящен работе В. Маяковского над социальными и политическими плакатами для «Окон РОСТА» и их проектом-преемником «Окна Главполитпросвета». 

Даже те, кто не знал грамоты, узнавали из плакатов о значимых событиях в стране и мире. За два с небольшим года из полутора тысяч плакатов «Окон» Маяковский создал тексты и рисунки для подавляющего большинства.

Вместе с ним работали Аристарх Лентулов и Казимир Малевич, Амшей Нюренберг.

«Вне телеграфной, пулеметной быстроты – этой работы быть не могло. Но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации», – писал Маяковский.

Начав работать в Российском телеграфном агентстве в 1919 году, поэт ежедневно создавал агитационные плакаты, которые затем вывешивали в витринах закрытых магазинов. Он вспоминал: «Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М.М. Черемных – одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе».

Помимо прочего, Маяковский рассказывал и о важности гигиены. Его отец умер от заражения крови – укололся булавкой, когда сшивал бумаги. После этого у поэта развилась бактериофобия, да и швейных принадлежностей он старался избегать.

Плакаты 1930-х годов с его текстами призывают: «Ходи в баню и ежедневно меняй белье», «Хоть раз в неделю, придя домой, водой и мылом полы помой», «Будь аккуратен, забудь лень: чисти зубы каждый день».

Третий раздел выставки посвящен коммерческой рекламе, созданной в творческом альянсе с Александром Родченко.

В 1920-м Владимир Маяковский познакомился с Александром Михайловичем. Увидев на выставке лозунги, которые тот придумал для рекламного плаката «Добролета», поэт раскритиковал его идеи. В ответ Родченко заметил, что ни один профессиональный поэт не занимается рекламой. А через три года они начали работать вместе, создав фирму «Реклам конструктор: Маяковский – Родченко».

Маяковский сам искал заказчиков, придумывал тексты и делал предварительные эскизы, а Родченко работал над визуальными образами. Для ГУМа они создали дюжину рекламных проектов, в том числе и логотип. Маяковский и Родченко создавали рекламу для крупных производственных объединений. Их плакаты призывали покупать галоши, шины, игрушки, продукты. Для одного только Резинотреста они придумали 12 плакатов. А для шоколадных конфет Маяковский и Родченко написали и нарисовали больше сотни рекламных продуктов. Они создали и логотип объединения со знаменитым слоганом «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Он обозначался на всей продукции и в виде световой инсталляции был установлен на здании управления треста. Плакаты творческого альянса «Реклам конструктор: Маяковский – Родченко» в 1925 году увидела и французская публика. Они размещались в Рабочем клубе, который для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже спроектировал Александр Родченко, один из них был удостоен серебряной медали. 

«На выставке представлен тип искусства, у которого очень маленький срок жизни: рекламные плакаты живут, пока их сообщение актуально. Но все они несут отпечаток эпохи и позволяют увидеть то время с неожиданной стороны», – говорит Екатерина Лаврентьева.

В экспозицию вошли плакаты издательства «Сегодняшний лубок», Окна Главполитпросвета и рекламная продукция из собраний Московского объединения «Музей Москвы», Государственного музея им. А.М. Горького, Историко-художественного музея «Новый Иерусалим», Государственного Музея В.В. Маяковского, Московского музея современного искусства, Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, Российского музея медицины Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Семашко и Мультимедиа Арт Музея.

Помимо плакатов, в экспозиции представлены фото- и кинохроника, в том числе сохранившиеся фрагменты фильма «Закованная фильмой».

В 1918 году Маяковский задумал снять кино с Лилей Брик и начал писать сценарий. Так появилась история о Художнике, который обладает даром видеть самую суть людей, и его возлюбленной – Балерине.

Маяковский не только написал сценарий немой ленты, но и сыграл главную роль, а Лиля Брик – Балерину. Снял «Закованную фильмой» Никандр Туркин. Он уже работал с Маяковским: сыграл главную роль в его экранизации «Мартина Идена» Джека Лондона – «Не для денег родившийся». Но в этот раз что-то пошло не так: поэт посчитал, что постановка изуродовала сценарий «до полного стыда» и его замысел вообще уничтожили. Так это или нет, теперь не скажешь: сохранились лишь фрагменты фильма.

Начальник отдела выставочных проектов «Зарядья» Дмитрий Шишкин поясняет: «Мы хотели показать Маяковского как автора близкого и актуального нашему времени. Он стал основоположником советской рекламы, создав самобытные каноны в этой сфере, которые продолжают действовать и сегодня. Принимая заказы от организаций, нуждающихся в «шлифованном слове», поэт выполнял задачи эпохи. Ему удалось стать и понятным, и близким своим зрителям, ведь плакат в начале XX века был одним из основных источников информации. В каждом плакате можно почувствовать свет, честность и подлинность творчества Владимира Маяковского»

Выставка открыта до 27 августа в Подземном музее парка «Зарядье»


По материалам СМИ


Эксклюзив
29.04.2025
Алексей Тимофеев
Книга Е.А. Бондаревой о короле Югославии Александре переведена и издана в Сербии
К Дню Победы (1941-1945)
30.04.2025
Андрей Селиверстов
Этот генерал армии предпочитал всегда находиться в тени
Фоторепортаж
29.04.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее Победы проходит выставка «Встреча на Эльбе»




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.