Подвиг музея

В годы войны на долю музеев выпало немало испытаний: срочная эвакуация коллекций, сохранение оставшихся фондов и зданий, поврежденных бомбежками, дежурства во время авианалетов. В тяжелейших условиях военного времени музейные сотрудники не только сохраняли экспонаты, но и вели выставочную работу, занимались научной и просветительской деятельностью.
Экспозиция «Подвиг музея» в ГМИИ им. А.С. Пушкина рассказывает о жизни музея в годы Великой Отечественной, о подвиге его сотрудников. Она — дань памяти ученым, реставраторам и хранителям, тем людям, благодаря которым шедевры Пушкинского музея были сохранены для последующих поколений.
Это и работы художников, написанные по свежим впечатлениям в блокадном Ленинграде, привезенные в Пушкинский осенью 1942 года: даже в самые страшные дни в музее устраивались выставки. Для экспозиции, получившей название «Работы ленинградских художников в Дни Великой Отечественной войны», произведения доставили тогда самолетом, в 18 ящиках, а сопровождавшие выставку заведующая выставочным отделом ЛОССХ А. М. Земцова и художник Н. И. Дормидонтов ехали в Москву по знаменитой «Дороге жизни».
Вот цитата из письма Елены Смирновой, сотрудницы Пушкинского, которая участвовала в подготовке выставки: «…Мне жаль, что вы не видели выставки ленинградцев. Они работали в нечеловеческих условиях и дали образ чудесного города в его печали и разрушениях. К сожалению, ряды ленинградских художников очень поредели. Уже нет в живых Шиллинговского, Билибина и ряда других…».
Еще раньше, осенью 1941-го, в Пушкинском прошла другая выставка, «Героическое прошлое русского народа». От Древней Руси до Гражданской войны. Даже в такие страшные годы люди продолжали интересоваться искусством. Выставка проработала чуть больше месяца: 14 октября во двор соседнего дома попала тяжелая фугасная бомба. Стеклянная крыша музея, спроектированная знаменитым Владимиром Шуховым, рассыпалась из-за взрывной волны.
Музей страдал из-за бомбежек и раньше: в ночь с 6 на 7 августа 1941 года на его территории погасили 150 зажигательных бомб.
108 тысяч экспонатов в начале войны удалось вывезти. Часть — в Соликамск (ящики хранили в Троицком соборе конца XVII века), другую — в Новосибирск, где под хранение выделили огромное здание Театра оперы и балета. Он стал временным пристанищем тогда для многих музеев.
Но в стенах Пушкинского оставалось еще 267 тысяч единиц. Перед сотрудниками стояла задача: сохранить, спасти. Все, что можно было передвинуть, перенести — размещали в подвалах, убирали подальше от окон. А для тех экспонатов, что оставались в залах, придумывали специальную систему защиты.
Людей не хватало: после начала войны штат сократился на 70 %, остались в основном женщины. Некоторые научные сотрудники оформились на другие должности — от кассира до буфетчицы, лишь бы сохранить связь с музеем. Музейная жизнь поддерживалась в нечеловеческих условиях, когда зимой температура в залах опускалась до -15 градусов, и не отпускало чувство голода.
Временная кровля из досок и толя была крайне ненадежна: зимой в помещениях сгребали лопатами снег, весной и осенью ведрами вычерпывали воду, летом боролись с сыростью. Закрытый для посетителей, музей внутри находился в постоянном движении. Тяжеленные экспонаты переносили на руках, и это притом, что большинство сотрудниц были женщины. Кропотливым трудом спасали каждую единицу гигантской коллекции. У временных печей, установленных в залах, где до войны находились полотна художников барбизонской школы, была сосредоточена теперь вся музейная жизнь — здесь проходили заседания и совещания, сотрудники вели «хранительские» журналы, отдыхали, здесь же готовили и проводили научные сессии с участием коллег из других музеев. В это единственное отапливаемое помещение перенесли на хранение даже египетские мумии.
Эвакуированные экспонаты тоже требовали досмотра и ухода, поэтому в другие города, вслед за увезённым наследием, уехали и некоторые сотрудники Пушкинского.
В последнем разделе выставки представлена серия фотографий музея военного времени. 55 уникальных авторских снимков известного фотографа Николая Свищова-Паолы демонстрируются впервые. Он начал фотографировать музей предположительно с марта 1944 года, когда в залах с разрушенной бомбежками крышей еще лежал снег. Разбитый потолок, зашитые досками скульптуры, сваленные в кучу пустые рамы — таким запечатлён Пушкинский в те дни. Перед мастером была поставлена задача не только зафиксировать разрушения, но и показать процесс восстановления и реставрации, а также масштаб и результаты проведенных работ. Фотографии дополнены документами, отражающими жизнь музея в те годы.
Благодаря своим самоотверженным сотрудникам, Пушкинский музей выиграл сражение за сохранение культурного наследия, по праву разделив со всей страной Великую Победу.
Директор Пушкинского музея Ольга Галактионова на открытии сказала: «Этот выставочный проект — про музейный подвиг: хранителей, ученых, реставраторов. Про подвиг людей, которые вопреки всему сохранили для страны и потомков богатейшее наследие. Иногда — ценой собственной жизни. Мы посвящаем выставку защитникам русской культуры, тем, кто и её сегодня сохраняет, отстаивает и оберегает. Это важнейший проект для нашего музея, поскольку он реконструирует прошлое и одновременно проводит параллели с сегодняшним днем».
Выставка работает до 7 сентября.