Победа глазами кинооператоров и фотокорреспондентов

Экспозиция посвящена 80-летию окончания Великой Отечественной войны. В ней представлены редкие кадры, запечатленные кинооператорами и фотокорреспондентами, рассказывающие о трех весенних месяцах 1945 года, когда советские войска одерживали одну победу за другой: взятие Кенигсберга и Берлина, освобождение Братиславы, Вены и Праги и, наконец, капитуляция Германии.
Уникальная фотохроника и киножурналы того времени передают атмосферу, царившую в конце войны, а также дух единства и мужества среди советских солдат.
Фронтовые операторы и фотокорреспонденты отправлялись в самую гущу боев и вместе с солдатами переживали все лишения военного времени. Благодаря их работе миллионы советских людей узнавали о происходящем на фронтах, их кадры становились свидетельствами зверств фашистов.
Одна из выдающихся работ, представленных на выставке, — кинолента «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), которая не только стала свидетельством тех тяжких времен, но и оказала влияние на принятие решений союзниками об открытии второго фронта.
Помимо снимков, на выставке представлены раритетные и уникальные аппараты для съёмок. Так, специально для этой выставки Музей кино предоставил… киноавтомат, изобретённый для облегчения съёмок во время боя. Дело в том, что операторы с тяжелыми камерами на треногах были лёгкой мишенью для врага. Режиссер и начальник киногруппы Третьего Белорусского фронта Александр Медведкин предложил соединить узкопленочную камеру 16мм и специальный деревянный приклад со спусковым крючком. Так получились кинопулеметы, которыми «вооружили» две группы сержантов, имевших опыт нахождения на передовой. Это изобретение действительно похоже на оружие, вот только вместо дула у него объектив. Благодаря ему удавалось снять лучшие кадры на самых сложных участках фронта. Всего было изготовлено приблизительно 60-70 кинопулеметов.
Кроме того, на выставке можно видеть такие уникальные документы времени, как монтажные листы кинооператоров. Поскольку отснятую пленку сразу же отправляли в Москву для проявки и создания киножурналов, оператор должен был подробно описать, где, в каких условиях он отснял материал, кто там задействован. Сегодня эти рабочие пометки стали важными документальными свидетельствами.
Организаторы выставки предлагают погрузиться в трудовые будни фронтовых фотокорреспондентов, почувствовать, каково в этой непростой роли было хрупким девушкам. Экспозиция рассказывает о шести женщинах-операторах и семи фотографах, чьи работы вошли в историю.
Среди них – Мария Калашникова, занявшая в газете «Правда» место погибшего мужа-фотокорреспондента; Ольга Ландер, запечатлевшая освобожденные города Европы; Елена Эварт, снимавшая блокадный Ленинград. А кадры, сделанные отважными Галиной Санько и Ольгой Игнатович в немецких концлагерях, были использованы даже на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашистов.
«В экспозиции очень много фото Натальи Боде, которая первая сняла подбитый танк "Тигр". Немцы считали его непобедимым и всячески хвастались им. И несмотря на то, что наши солдаты его подбивали, снять это не удавалось. А это было невероятно важно для поднятия боевого духа. Боде узнала, что подбитая машина осталась на нейтральной полосе и с риском для жизни сделала кадр, который облетел все советские газеты», — рассказала на открытии заместитель отдела выставочных проектов парка «Зарядье» Ирина Осипова.
Особенно потрясает работа женщин, пришедших в военное время в считавшуюся традиционно «мужской» профессию оператора. Это Оттилия Рейзман, Мария Сухова, Галина Захарова, Вера Лазерсон, Галина Монгловская, Мая Попова…
Ознакомиться с работами военных корреспондентов можно до 11 мая.