Новодевичий монастырь: вехи истории

Выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории», посвящена 500-летнему юбилею основания обители и проводится в преддверии создания постоянной экспозиции по ее истории в музее. Она охватывает практически все периоды развития русской государственности — от великокняжеских времен до имперских и поздних периодов разрухи, запущения, а затем — восстановления.
Новодевичий монастырь — один из самых удивительных по красоте архитектурных ансамблей Москвы. Он был основан великим князем Василием III в 1524 г. в память о возвращении Смоленска в состав Русского государства и на протяжении нескольких столетий выступал в роли хранителя православной духовной культуры. Его история тесно связана с важнейшими этапами русской истории: войной за Смоленск (1512-1514 гг.), объединением русских земель вокруг Москвы и становлением самодержавия, династическими проблемами Московского царства, Смутным временем в начале XVII столетия, периодом восстановления и укрепления государства при первых царях из дома Романовых.
Среди экспонатов, коих представлено около четырёхсот, — редкие иконописные образы, фрагменты фрески из Троицкого собора Калязинского монастыря, домашний иконостас царя Алексея Михайловича, келейные иконы русских царевен, предметы домашнего обихода царевны Софьи и ее надгробный иконостас; церковные облачения и утварь, портреты государей и игумений монастыря, предметы личного благочестия: панагии, кресты, а также комплексы вкладов в монастырь князя Воротынского, боярина Хитрово, архимандрита Платона и других. Отдельные разделы посвящены судьбе Новодевичьего монастыря в Отечественную войну 1812 года, когда обитель чудом не была сожжена, и в XX столетии.
В экспозиции представлены подлинные памятники XVI-XVII вв., связанные с историческими персоналиями, — это и вклады в монастырь царей Ивана Грозного и Бориса Годунова, и келейные иконы царевен и цариц, и надгробные иконостасы царевен Милославских — дочерей царя Алексея Михайловича. Достойное место на выставке занимают выдающиеся памятники лицевого шитья XVI в. и произведения русского церковного искусства 1680-1690 гг. — многоярусные, сияющие золоченым резным объемом барочные иконостасы.
Важное место отведено аудиоинсталляциям, которые создают эффект личной причастности посетителя к происходившим событиям, а возможности мультимедийных технологий позволяют увидеть фрески Смоленского собора. Отдельный зал выставки посвящен святыням Ризницы Новодевичьего монастыря.
Выставка открыта для посетителей до 4 ноября 2024 года.