Наш Палех

Окруженный глухими борами, расположенный в стороне от рек, по которым в старину велась торговля между городами, Палех долгое время жил обособленной и замкнутой жизнью. Однако документы уже первой половины XVII века свидетельствуют о невероятно развитом там иконописном промысле.
Со времени татаро-монгольского ига, когда многие монастыри, где писались иконы, были разорены, а иконы уничтожены, в народе стали популярны писанки – маленькие карманные иконки, которые можно было легко прятать от врага. «Подпольное» миниатюрное иконописание было весьма распространенным на Руси. Считается, что бежавшие от татар в глухие места горожане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, и занесли сюда это ремесло.
Но из-за постоянного бездорожья он редко посещался торговцами, скупавшими иконы для розничной продажи. Это и поспособствовало своеобразию развития палехского искусства, сохранению старинных иконописных традиций.
Тем не менее, в середине XVII века слава об иконописцах из Палеха достигла Москвы. Их начали приглашать для работ к царскому двору. И одно из самых известных творений мастеров того времени – роспись Грановитой палаты московского Кремля.
А в 1935 году в поселке был открыт Государственный музей Палехского искусства. Сегодня его коллекция представляет всю историю развития этого уникального промысла, смену поколений его мастеров.
Тематика композиций на шкатулках, декоративных тарелках, пластинах, пудреницах, ларчиках очень разнообразна – от жанровых народных сценок, старинных русских песен, былин, сказок, исторических сюжетов и фрагментов советской жизни до иллюстраций к литературным произведениям не только русских, но и зарубежных авторов. А самым любимым поэтом у палешан остается А.С. Пушкин. Художники Палеха создали даже свою «пушкиниану», известную нынче во всем мире.