Москва в фотографиях

В экспозиции — десятки работ классика фотоискусства и официального летописца Москвы. Впервые публике представлена крупная музейная репрезентация обширного наследия Николая Рахманова.
В экспозицию вошло более 200 снимков из архива мастера: многочисленные кремлевские съемки, хроники городской жизни, футуристические виды московской архитектуры, масштабные панорамы города и уникальный корпус фотографий драгоценностей из Алмазного фонда Оружейной палаты Московского Кремля.
Николай Рахманов (1932-2021) – признанный классик советской фотографии и известнейший фотожурналист. Его карьера началась в 1953 году в отделе иностранной фотоинформации ТАСС, где он проработал до 1960 года. В 60-е в творчестве фотографа появилась тема, которая в дальнейшем стала для него главной, — Москва.
Одним из первых он ввел в свою творческую практику цветную съемку, издал более 80 альбомов — от маленьких туристических книжечек до подарочных фолиантов. Чтобы сделать уникальный кадр, поднимался на кремлевские башни с тяжелейшим оборудованием.
В 1972 году фотоальбом «Москва» издательства «Планета» получил «Гран-при» и Золотую медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге. Альбом переиздавали одиннадцать раз.
Московские крыши в нежных сиреневых лучах заката, золото куполов на фоне черных грозовых туч или Красная площадь, окутанная морозным туманом – даже в экстремальных условиях Рахманов дожидался нужного для фотографии момента.
Снимать панорамы он начал еще в детстве – тогда семья фотографа жила в Газетном переулке, напротив дворца князя Сергея Меньшикова, на крышу которого вела пожарная лестница. Именно оттуда он снял первые «высотные» кадры на подаренный отцом Kodak.
В объективе Рахманова всегда был город. Но помимо пейзажей, наряду с торжественными видами Кремля и окрестностей, отдельное внимание заслуживают его жанровые снимки – черно-белые и цветные зарисовки из жизни москвичей, портреты и небольшие сценки.
В экспозиции представлен и культовый пятиметровый кадр-гармошка: так он снял круговую панораму со строительных лесов на колокольне Ивана Великого. Условия были действительно, экстремальные: площадка 2 на 2 метра, легкие ограждения, порывистый ветер… Вспоминая тот день, Рахманов признавался, что первые двадцать минут боялся встать на ноги – день выдался солнечный, но ветреный. Каждый кадр этой панорамы снимал, следуя с камерой за солнцем. В итоге получил 16 кадров и совместил их в единое полотно.
За десятилетия своей работы Рахманов побывал во многих уголках Советского Союза, бывал и за границей. Но главной его музой всегда оставался город, где он родился и прожил всю свою жизнь – Москва.
Выставка продлится до 6 ноября.