Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Мир Зинаиды Серебряковой

Мир Зинаиды Серебряковой

В Третьяковской галерее проходит масштабная выставка работ знаменитой художницы
Подготовила Мария Максимова
15.06.2017
Мир Зинаиды Серебряковой

Ретроспектива приурочена к 50-летию со дня смерти художницы и 100-летию Октябрьской революции, повлиявшей на ее судьбу и судьбу ее современников. Сюжеты ее полотен просты и понятны: дети за завтраком, купающиеся в бане или работающие в полях женщины, похожие на снежинок маленькие балерины и много-много автопортретов, в которых нашла отражение вся ее нелегкая жизнь…

Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году и с детства была окружена искусством. Ее дедом был архитектор Николай Бенуа, проектировавший здания в Санкт-Петербурге и Петергофе, отцом — скульптор Евгений Лансере, а дядей — Александр Бенуа, основатель группы «Мир искусства», куда входил и брат художницы — Евгений Лансере.

Детство и юность ее прошли в Петербурге. Но больше всего радости приносили Зинаиде месяцы, проведенные в любимой усадьбе Нескучное (под Харьковом) — рисовать его она готова была бесконечно. Там же, в Нескучном, Зинаида встретила свою судьбу - Бориса Серебрякова.

Свадьба состоялась в 1905 г. В браке, заключенном по большой любви, родилось четверо детей.

В творческом плане тоже все складывалось замечательно - поездки в Париж, популярность картин у широкой публики, признание в Академии художеств. Жизнь складывалась безоблачно и многообещающе.

Успех приходит к Серебряковой уже после первой выставки с ее участием в 1910 году, где художница представила ставший впоследствии знаменитым автопортрет, написанный годом ранее. Годы до революции были для нее периодом расцвета: в это время она пишет автопортреты, сюжеты с крестьянками и купальщицами, работает вместе с Бенуа над эскизами росписей Казанского вокзала.

Идиллия творческого и семейного благополучия кончилась в 1917-м. Революцию Зинаида встретила в своем любимом Нескучном. Поначалу жили как обычно — столичные веяния как всегда долго доходили до провинции, но потом мир словно рухнул. Однажды к ним зашли крестьяне, чтобы предупредить, что скоро их дом будут громить, как и все помещичьи усадьбы в округе. Зинаида, жившая с детьми и престарелой матерью — Борис тогда был в отъезде — перепугавшись, наскоро собрала вещи и отправилась в Харьков. Усадьба вскоре была разгромлена, дом сгорел, а вместе с ним и ее картины, рисунки, книги.

В 1919-м умирает от тифа муж. В такие-то времена остаться одной с четырьмя детьми и больной матерью! В этом году она пишет наполненную драматизмом картину – «Карточный домик», на которой изображены все ее осиротевшие дети.

С детьми в 1920 году она переезжает в Петроград на квартиру своего деда - Николая Бенуа, уплотненную семьями актеров из МХАТа, работает в музее. Однако творчество Серебряковой не пришлось ко двору в постреволюционном Петрограде. Да и ей не было близко столь ценимое в то время «революционное» футуристическое искусство. Вместо этого она продолжает рисовать своих детей, пейзажи, автопортреты. Дочь Серебряковой занималась балетом, отсюда балетная серия художницы.

В 1924 году в США прошла большая выставка работ советских художников, среди которых была и Серебрякова. Две ее картины сразу же купили, и окрыленная успехом Зинаида решилась поехать за границу: думала, там она получит заказы, сможет заработать денег, которые будет присылать в Россию. Получив с помощью Александра Бенуа необходимые документы, в сентябре 1924 года Зинаида, оставив детей на мать, уехала во Францию.

Но скоро она не выдерживает такой разлуки и вызывает из России сначала сына Александра, затем дочь Катю. С двумя остальными детьми – сыном Женей и дочерью Татьяной (Татой), она увидится лишь спустя 36 лет!

Духовно закрепиться на новой почве у Серебряковой не получилось. В письмах брату она раскаивалась, что «заехала так безнадежно далеко от своих...». Хотя по крови Зинаида была француженкой, в Париже она почти ни с кем из местных не общалась — стеснительная и замкнутая по натуре, болезненно ощущала себя чужой. Ее круг общения составляли немногие эмигранты, знакомые ей еще по Петрограду, которых она встречала на выставках или у Александра Бенуа — он уехал из СССР в 1926 году, тоже намеревался когда-нибудь вернуться, но, в конце концов, так и остался за границей.

В 1928 году с помощью барона Броуэра, который очень ценил ее творчество, Зинаида Серебрякова смогла съездить в Северную Африку. Путешествие в Марокко будто воскресило Серебрякову: в ее картины вернулось буйство красок, солнце, давно забытая радость жизни и легкость бытия. Многие из марокканских работ были позже выставлены — пресса отзывалась о них восторженно, называя Серебрякову «мастером европейского значения», «одной из самых замечательных русских художниц эпохи».

А она всей душой стремилась в Россию. Однако долгие хлопоты так ни к чему и не привели. Да и можно только гадать, как сложилась бы ее судьба, вернись она. Ведь той России, которую она знала и любила, и где знали и любили её, уже не было…

В 1966 году в Москве, Ленинграде и Киеве состоялись первые большие выставки произведений Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Отзывы посетителей, признание Советским государством ее заслуг доставили художнице огромную радость. А через год, 19 сентября 1967 года, в возрасте 82 лет, после перенесенного инсульта она скончалась. Ее похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Да, она была француженкой по национальности, но во Франции, в Париже, чувствовала себя русской, ощущала Россию как как Родину. Сегодня ее творчество у нас не забыто, но поскольку картины французского периода художницы принадлежат Фонду Александра Серебрякова (её сына, ставшего впоследствии на Западе успешным художником) и постоянно находятся в Париже, увидеть их в России - большая редкость. Так что, спешите видеть!


По материалам СМИ


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.