«Куплю гараж»

Сегодня в Москве зарегистрировано более 4 миллионов автомобилей, то есть почти у каждого третьего жителя есть личный транспорт. Вопрос хранения решается просто — мы живем в эпоху подземных стоянок и платных парковок, и владеть гаражом на другом конце города попросту не комильфо. Но в СССР существовал настоящий культ этого сооружения. В советское время заполучить гараж иногда было сложнее, чем квартиру, поэтому обзавестись железной коробкой на 18 «квадратов» означало сорвать джекпот. В то время купля-продажа гаража официально была запрещена. Получить его можно было только одним способом: когда одного члена гаражного сообщества исключат из кооператива, другого запишут на его место.
Гаражные кооперативы — образ эпохи 1960-х, когда каждый советский автолюбитель стремился не только приобрести помещение для стоянки своего «Москвича» или «Запорожца», но и устроить там собственное маленькое царство. В гаражах люди занимались своим хобби, хранили коллекции, мужья отдыхали там от жен и наскучившей работы.
Сегодня гаражей остаётся всё меньше и меньше. На их месте возводят новые дома и строят дороги. Целая эпоха постепенно уходит в прошлое. И вот ее решили вернуть — на время, в музейном формате, ведь у кого-то она вызывает ностальгию, а для подростков — это неизведанный и немного странный, но такой привлекательный мир.
Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы, который помог организовать экспозицию «Куплю гараж», на открытии сказала: «Это выставка, как о транспорте, так и о личных историях и вообще об антропологическом феномене под названием „гараж во дворе“».
Выставка разделена на 11 зон. Каждая символизирует полет автолюбительской фантазии — как можно в стандартном гараже организовать свое уникальное пространство. Кстати, разместили экспозицию в знаковом месте: когда-то здесь хранились автомобили Генерального штаба министерства обороны.
Экспозиция поделена на тематические зоны: «Для тех, кому есть, что беречь», «Для тех, кто может все починить», «Для тех, кто творит» и т.п. Посетители увидят швейные ателье, холостяцкие хоромы и первые частные автомастерские, которые когда-то находились в обычных гаражах. Выставка рассказывает о том, как поколение 1960-х и 1970-х гг. сумело превратить обычные помещения для стоянки авто в настоящий культ.
Кроме гаражей, их интерьеров на выставке представлены ретро-автомобили из фонда Музея Транспорта Москвы: ВАЗ-2103, Москвич-407, ЗАЗ-966 «Запорожец», ГАЗ-21 «Волга», а также легендарные машины движения «Самавто» — «ГТЩ» («Гран Туризмо Щербиных») и «Труд». Посетителям представится уникальная возможность увидеть экспонаты, которые станут частью постоянной экспозиции музея на Новорязанской, 27 — это ГАЗ М-1 и извозчичий экипаж с кузовом типа фаэтон XIX века.
Среди интерактивных инсталляций — «стратегический запас» с домашними заготовками, старыми детскими игрушками и другими дорогими памяти предметами быта, а также витрина счастья советского человека с предметами роскоши вроде телевизора, сервиза «Мадонна», радиолы и другими артефактами из фондов Музея Москвы.
Отдельная зона выставки посвящена теме «загаражных» пространств и формирующихся вокруг них «детских государств». Здесь посетители могут пройти по мини-лабиринту, имитирующему типовые советские гаражи и сараи, с подсказками о прошлом их визитеров.
Выставка продлится до 10 марта.