Кукрыниксы
По карикатурам Кукрыниксов можно изучать историю советского государства — от его становления до 1980-х годов. Имя Кукрыниксы стало не только коллективным псевдонимом, но и символом жанра острой политической карикатуры, принесшего трем художникам мировую известность.
Творчество Кукрыниксов многослойно. Сарказм сатирической графики, обличительный пафос плаката, беспощадность пародий, шутливая веселость дружеских шаржей, напряженный психологизм книжной иллюстрации сменяются живописными произведениями всех жанров с очень личными переживаниями и поэтическим настроением.
Коллектив чутко реагировал на главные события своего времени, что отражено и в структуре выставки. Десять залов посвящены различным периодам творчества художников: 20-30-е годы, Великая Отечественная война, участие художников в Нюрнбергском процессе, холодная война, а также работа в театре, в журнале «Крокодил» и над книжными иллюстрациями.
…Они встретились 100 лет назад и стали неотъемлемой частью нашей истории, ее летописцами с особым ироничным взглядом на происходящее. Название «Кукрыниксы» произошло от первых букв имен и фамилий трех художников: «Ку» — Михаил Куприянов, «Кры» — Порфирий Крылов, «Никс» — Николай Соколов. Коллектив сложился в 1924 году. Их работы быстро завоевали популярность благодаря оригинальному стилю и остроте подачи материала. Все участники были прекрасными рисовальщиками по отдельности, но в команде удивительно дополняли друг друга. Мастера признавались: «То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности». Они мечтали создать музей политической карикатуры в СССР. Музея пока нет, но его образцом может вполне послужить выставка «РОСИЗО» в Манеже.
Масштаб экспозиции, посвященной 100-летию Кукрыниксов, поражает: она разместилась на площади более двух тысяч квадратных метров. Здесь представлено более 300 предметов из собраний российских музеев и частных коллекций. Большинство из них публика видит впервые. Это агитационные плакаты, книжные иллюстрации, архивные фото и малоизвестные живописные произведения.
В первую очередь Кукрыниксы известны своими яркими плакатами и точными карикатурами, которые появлялись на страницах различных изданий, журналов, и газет, листовок в годы Великой Отечественной войны. Художники использовали яркие образы и меткие аллегории, чтобы высмеивать врагов Советского Союза и высвечивать недостатки общества.
Кураторы выставки отмечают, что старались показать разные грани творчества художников, обратить внимание на их работу в театре, сотрудничество с Всеволодом Мейерхольдом. Отдельного упоминания заслуживает их живопись. Мастера работали в жанрах натюрморта, портрета, пейзажа, а также изображали исторические сцены.
Отдельный блок на выставке занимают книжные иллюстрации. Многие в нашей стране помнят их гоголевских Чичикова, Манилова и Плюшкина или Дон Кихота. Каждый из легендарной тройки написал немало самостоятельных живописных работ в духе реализма. Но «Кукрыниксы» для каждого из них были на первом месте.
В двадцатые годы Кукрыниксов печатают в журналах «Смехач» и «Крокодил». В это время от их острой сатиры доставалось больше всего писателям. В тридцатые — появляется активная политическая сатира. У журнала «Крокодил» на выставке — отдельный зал. Чаще всего Кукрыниксов видели именно на его страницах и обложках. «В них есть какое-то сочетание легкости, свежести, остроумия. А вообще, в работах Кукрыниксов очень много самоиронии», — говорит генеральный директор музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Ольга Галактионова.
А куратор выставки Любовь Подлеснова рассказала, как приступая к работе, Кукрыниксы расходились по углам и начинали придумывать основу будущей карикатуры. Позже они собирались, выбирали лучший эскиз и продолжали его вместе разрабатывать.
О том, как художникам удавалось работать втроем, не понаслышке знает сын одного из Кукрыниксов Владимир Соколов. Говорит, жили они в одном доме, дружили семьями. «Задавали тему. Каждый делал свою карикатуру, не глядя на другого. Потом смотрели эскизы, какой лучше. Где-то добавляли от одного, добавляли от другого... Гонорары делили поровну, не учитывая вклада в произведение каждого», — вспоминает сын Николая Соколова, тоже художник.
Война вписана отдельной главой в их творчество. Их плакаты и предостерегали, и воодушевляли, заставляли смеяться и насмехаться над врагом с первых дней и до самой Победы. А потом был Нюрнбергский процесс, куда Кукрыниксы были приглашены как художники.
Вспоминали, в охране был американский офицер с пачкой газет, где были их карикатуры. Он попросил автограф и пообещал за это лучшие места в зале. «Он их пересадил прямо напротив Геринга. И Геринг знал, что это Кукрыниксы. И он, вспоминали художники, с такой злобой на них смотрел — просто невыносимой», — рассказал Владимир Соколов.
Проект музейно-выставочного центра «РОСИЗО» стал крупнейшим исследованием творчества Кукрыниксов после их прижизненной выставки в 1977 году.
Выставка «Кукрыниксы» открыта в Манеже до 15 декабря 2024 года.