Ковёр истории
В семи залах музея представлены ключевые темы и мотивы советского ковроткачества, так популярного во времена СССР: труд, семья, промышленность, космос, сельское хозяйство, ратный подвиг, новый быт.
«Подготовка к этой выставке шла несколько лет. Для выставочного проекта мы остановились на великолепных образцах нашего собрания – подарочных и парадных коврах. Многие из них принимали участие в международных выставках, представляя творчество лучших советских мастеров. Художники-профессионалы из института художественной промышленности придавали новый смысл традиционным народным мотивам, превращая ковры в отражение новых идеалов и счастливых историй. Наряду с редкими образцами вы увидите и решения для массовой продукции, ставшей частью нового быта», – рассказала на открытии Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства.
Большую часть работ 1930х -1980-х годов, которые выставляются впервые, создали в традиционных центрах ковроткачества России, Кавказа и Средней Азии.
Кто из детишек, родившихся в СССР, не помнит, как засыпая, разглядывал узоры ковра, висящего над головой или противоположной стене.
Этот простой атрибут любого советского дома не только дарил тепло и уют, но и был произведением искусства. Более того, в сюжетах рисунка, отражались великие победы, важные политические события и культурные особенности 16 республик огромного государства.
Чтобы прочно закрепить в голове человека мысль о дружбе народов, создавались работы на темы спорта и праздников, где соседствовали представители разных республик. Это был своего рода ненавязчивый агитационный плакат. Есть и портретные ковры с вождями, вручную сотканные туркменскими мастерами - Ленин, Сталин и Калинин…
В 1930-х годах ковровое искусство стало одним из важных помощников советской пропаганды. Изюминкой выставки можно назвать работу «Рог изобилия», которую в 1939 году представили на выставке в Нью-Йорке. Тонкая вышивка курских мастериц поразила взыскательную американскую публику.
Не забывали ткачи увековечивать в коврах и победы СССР в науке, спорте и промышленности.
Так, ковер «Туркменский пробег» рассказывает историю 90 смелых всадников. Они решили доказать всей стране, что ахалтекинские кони достойны службы в рядах Красной армии. Для этого смельчаки вскочили на лошадей и преодолели путь из Ашхабада до Москвы, что тогда казалось немыслимым.
Сама столица попала в ковровый сюжет, когда шел активный процесс ее перестройки. На ковре «Москва строится», который был создан в 1967 году художником Павлом Сташковым, ведущим специалистом мастерской ковроткачества Института художественной промышленности, можно видеть сталинские высотки, Кремль, Большой театр с белой геометрией новостроек, с «поясами» водного и автомобильного движения, с метро, памятником Гагарину, и строительными кранами, вписанными в орнамент нового современного города. Это Новая Москва – предшественница нашей сегодняшней по масштабности задач и пример блестящей работы по созданию единого образа нового города в массовой культуре.
Помимо самой экспозиции посетителям предлагается и обширная образовательная программа: экскурсии, лекции по истории ковроткачества, орнаменту и дизайну, интерактивные игры и занятия для разных возрастных групп, круглый стол с экспертами, российскими дизайнерами и представителями текстильной промышленности, показы фильмов о творчестве и истории коврового искусства.
Успейте увидеть самую крупную выставку коврового искусства «Ковёр историй. Сюжеты советского коврового искусства», она продлится до 13 октября.
Комментарии
?>