Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Киноэпоха в плакатах

Киноэпоха в плакатах

В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка, посвященная советским киноплакатам
Подготовила Мария Максимова
14.11.2022
Киноэпоха в плакатах

В экспозиции представлены копии киноплакатов 1920 –1930 гг. из фондов отдела изоизданий Российской государственной библиотеки и отзывы о выходившем в мировом прокате советском кинематографе из эмигрантской прессы, опубликованные в книге историка кино и литературы Рашита Янгирова «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья» (Москва: издательство Русский путь, 2010).

В марте 1923 года экранизация повести Льва Толстого «Поликушка», снятая на кинофабрике «Русь» в 1919 году, но не показанная зрителю (в стране не было пленки для печатания копии), и вывезенная в Берлин лишь летом 1922 года, стала первым громким успехом нового советского кинематографа на Западе. Этот успех, помимо престижа, принес фабрике «Русь» возможность перезапустить собственное производство и стать одной из крупнейших киностудий СССР 1920-х годов. В начале 1926 года, «Броненосец "Потемкин"» Сергея Эйзенштейна окончательно поставил советское кино в ранг одной из главных мировых кинематографий, открывающих новые пути развития экранного искусства. Фильмы из СССР доходили до зрителей Нью-Йорка, Парижа, Белграда, Тяньцзиня, Харбина и других городов мира…

Чтобы по-настоящему оценить картины 1920 –1930-х годов сегодня, нужно не только знать время и контекст их создания, но и попытаться примерить на себя восприятие зрителей конкретного года, а то и месяца: что их окружало вне киноэкрана, на что они прежде всего обращали внимание тогда в кино, что говорили об увиденном…

Эта экспозиция представляет собой исследование не только истории киноплаката, но и истории советского кино, а одновременно – истории страны, ведь искусство существует в ее контексте.

Отзывы зарубежных зрителей (чаще всего русских эмигрантов) в этом смысле особенно интересны: они зафиксировали индивидуальный и коллективный опыт «смотрения» в то или иное историческое время. Отзывы сохранили свидетельства того, как воспринимали тогда первые зрители ставшие теперь уже классическими ленты (например, первого советского художественного звукового фильма «Путевка в жизнь», который нынешние зрители знают, кстати, лишь по восстановленной версии), или фильмов, которые, увы, не сохранились до нашего времени, такие как «Винтик из другой машины».

«В Советской России кинематограф занимал основополагающую роль. Не зря у нас на стене написана всем известная фраза Ленина: "Важнейшим из искусств для нас является кино"», – сказал куратор выставки, продюсер Филипп Кудряшов на открытии. – А плакаты – это образ нашего кинематографа. Мы не можем показать здесь все фильмы. Некоторых кинокартин уже нет и в помине. Физически нет. Но отзывы о них остались, память о них осталась. И плакат – некое связующее звено между кинематографом и образом кинематографа, тем, что о нем было высказано».

В Советском Союзе кино было самым массовым искусством. Именно оно формировало этические и эстетические установки миллионов людей. С 1920-х годов над киноплакатами к советским фильмам работали лучшие художники того времени.

В доинтернетную эпоху киноплакат играл огромную роль в популяризации фильмов. Художники, работавшие над киноплакатами, должны были создать яркую и сильную метафору фильма, которая могла бы захватить потенциального зрителя, показать суть истории, рассказанной в фильме, а также соответствовать визуальной эстетике, заложенной в картине.

Выставка примечательна не только замыслом, но и художественным оформлением: небольшой зал производит впечатление хорошо продуманного пространства. Представленные на выставке копии советских киноплакатов, графика, цитаты на стенах создают особую атмосферу смыслов, погружают нас в далекую, но на самом деле такую близкую нам по духу эпоху.


Выставка организована Домом русского зарубежья им. А.Солженицына, Российской государственной библиотекой, Государственным центральным музеем кино, Госфильмофондом России при поддержке Департамента культуры города Москвы, Фонда «История Отечества», Фонда наследия русского зарубежья.

По материалам СМИ


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.