Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 ноября 2022
Киноэпоха в плакатах

Киноэпоха в плакатах

В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка, посвященная советским киноплакатам
Подготовила Мария Максимова
14.11.2022
Киноэпоха в плакатах

В экспозиции представлены копии киноплакатов 1920 –1930 гг. из фондов отдела изоизданий Российской государственной библиотеки и отзывы о выходившем в мировом прокате советском кинематографе из эмигрантской прессы, опубликованные в книге историка кино и литературы Рашита Янгирова «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья» (Москва: издательство Русский путь, 2010).

В марте 1923 года экранизация повести Льва Толстого «Поликушка», снятая на кинофабрике «Русь» в 1919 году, но не показанная зрителю (в стране не было пленки для печатания копии), и вывезенная в Берлин лишь летом 1922 года, стала первым громким успехом нового советского кинематографа на Западе. Этот успех, помимо престижа, принес фабрике «Русь» возможность перезапустить собственное производство и стать одной из крупнейших киностудий СССР 1920-х годов. В начале 1926 года, «Броненосец "Потемкин"» Сергея Эйзенштейна окончательно поставил советское кино в ранг одной из главных мировых кинематографий, открывающих новые пути развития экранного искусства. Фильмы из СССР доходили до зрителей Нью-Йорка, Парижа, Белграда, Тяньцзиня, Харбина и других городов мира…

Чтобы по-настоящему оценить картины 1920 –1930-х годов сегодня, нужно не только знать время и контекст их создания, но и попытаться примерить на себя восприятие зрителей конкретного года, а то и месяца: что их окружало вне киноэкрана, на что они прежде всего обращали внимание тогда в кино, что говорили об увиденном…

Эта экспозиция представляет собой исследование не только истории киноплаката, но и истории советского кино, а одновременно – истории страны, ведь искусство существует в ее контексте.

Отзывы зарубежных зрителей (чаще всего русских эмигрантов) в этом смысле особенно интересны: они зафиксировали индивидуальный и коллективный опыт «смотрения» в то или иное историческое время. Отзывы сохранили свидетельства того, как воспринимали тогда первые зрители ставшие теперь уже классическими ленты (например, первого советского художественного звукового фильма «Путевка в жизнь», который нынешние зрители знают, кстати, лишь по восстановленной версии), или фильмов, которые, увы, не сохранились до нашего времени, такие как «Винтик из другой машины».

«В Советской России кинематограф занимал основополагающую роль. Не зря у нас на стене написана всем известная фраза Ленина: "Важнейшим из искусств для нас является кино"», – сказал куратор выставки, продюсер Филипп Кудряшов на открытии. – А плакаты – это образ нашего кинематографа. Мы не можем показать здесь все фильмы. Некоторых кинокартин уже нет и в помине. Физически нет. Но отзывы о них остались, память о них осталась. И плакат – некое связующее звено между кинематографом и образом кинематографа, тем, что о нем было высказано».

В Советском Союзе кино было самым массовым искусством. Именно оно формировало этические и эстетические установки миллионов людей. С 1920-х годов над киноплакатами к советским фильмам работали лучшие художники того времени.

В доинтернетную эпоху киноплакат играл огромную роль в популяризации фильмов. Художники, работавшие над киноплакатами, должны были создать яркую и сильную метафору фильма, которая могла бы захватить потенциального зрителя, показать суть истории, рассказанной в фильме, а также соответствовать визуальной эстетике, заложенной в картине.

Выставка примечательна не только замыслом, но и художественным оформлением: небольшой зал производит впечатление хорошо продуманного пространства. Представленные на выставке копии советских киноплакатов, графика, цитаты на стенах создают особую атмосферу смыслов, погружают нас в далекую, но на самом деле такую близкую нам по духу эпоху.


Выставка организована Домом русского зарубежья им. А.Солженицына, Российской государственной библиотекой, Государственным центральным музеем кино, Госфильмофондом России при поддержке Департамента культуры города Москвы, Фонда «История Отечества», Фонда наследия русского зарубежья.

По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
16.11.2022
Валерий Панов
За девять месяцев этого года из страны вывезены за рубеж рекордные 63,1 млрд долларов.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.