Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Изображая Россию

Изображая Россию

В выставочном зале парка «Зарядье» открылась первая художественная выставка
Мария Максимова
26.09.2018
Изображая Россию

В экспозиции «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Третьяковской галереи» – работы знаменитых живописцев и тех, чье творчество станет настоящим открытием для зрителей.

«Так как парк “Зарядье” – это ландшафтный парк, хотелось рассказать посредством живописи о наиболее интересных местах России, запечатленных художниками конца XIX – начала XX века. Посетители видят и юг, и среднюю полосу, и самый север, все варианты природы, ландшафты, времена года», – сказал, открывая выставку руководитель отдела музейно-выставочных проектов парка «Зарядье» Виктория Павленко.

Всего представлено 55 работ 37-ми художников. Картины - из фондов Третьяковской галереи, некоторые из них никогда не выставлялись ранее.

Открытие художественной экспозиции в «Зарядье», по словам министра столичного правительства, руководителя Департамента культуры Москвы Александра Кибовского, открывает новую веху в истории парка.

– Мы хотели позволить нашим зрителям совершить путешествие в пространстве и во времени: побывать на Крайнем Севере, Кавказе, в Крыму, Средней полосе России, – отметила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Это позволяет понять, насколько разнообразна наша страна! А для нас, галеристов, важно, что эта выставка дает возможность показать удивительные произведения тех художников, чье творчество было обделено вниманием зрителей и специалистов. Связано это, в первую очередь, с отсутствием возможности из-за нехватки места выставлять перед зрителями все полотна, которые хранятся в фондах галереи.

Разделы экспозиции объединяют картины по тематическому и отчасти хронологическому принципу: «Столица», «Исследуя страну», «Традиция и сказки», «Время, вперед», «В природе ничего не меняется», «В области вечного льда». В них произведения Алексея Саврасова, Василия Перова, Бориса Кустодиева, Натальи Гончаровой, Константина Юона соседствуют с работами менее известных пейзажистов XIX и XX веков.

Открывает выставку раздел «Столица», где собраны изображения Москвы от начала ХIX до конца ХХ века. Самое раннее – картина одного из главных летописцев города позапрошлого века Федора Алексеева «Боярская площадка в Кремле», самое позднее – «Зарядье», последняя работа живописца и графика Евсея Моисеенко, созданная в 1980 году.

В разделе «Исследуя страну» зритель встретится и с хорошо знакомыми художниками, такими как И.С. Остроухов, И.И. Левитан, К.А. Коровин и с менее известными мастерами – О.А. Лагода-Шишкиной, Г.Ф. Ярцевым. Дальние путешествия – суровый Север, романтические скалы Крыма, героическая мощь сибирских рек стали источниками вдохновения для художников.

Создание на полотне особого мира, далеко не всегда воссоздающего конкретику реальной жизни природы, приводит художников рубежа XIX-XX веков к совершенно особому виду пейзажа – пейзажу-сказке. Они представлены в разделе, который так и называется – «Традиция и сказки».

Интерес к истории, к национальным корням, к народным традициям становится одной из наиболее ярких особенностей русской культуры и раскрыт в работах Б.М. Кустодиева, К.Ф. Юона, Ю.П. Анненкова, Н.С. Гончаровой.

Картина «Купола и ласточки» (1921) Константина Юона украшает и каталог выставки. Кажется, что художник уподобляет себя ласточке, и с высоты птичьего полета взирает на красоту, расстилающуюся перед ним. Сверкают на солнце на фоне голубого неба с белыми облаками золотые кресты на золотом куполе, золотые звезды на белых куполах. А внизу зеленые крыши, зеленые кущи деревьев

Полные оптимизма, проникнутые пафосом преобразовательной деятельности, пейзажи советских художников представлены в разделе «Время, вперед».

Они утверждают особую красоту нового мира. В работах Г.Г. Нисского и В.К. Бялыницкого-Бирули реальность предстает в предчувствии перемен.

Если в живописи первых послереволюционных десятилетий особенно важной была линия промышленного, индустриального пейзажа, то во второй половине ХХ века стало превалировать обращение к традиционным формам изображения уклада жизни, к природе нетронутой или пребывающей в согласии с человеческой деятельностью. Например, на картинах Николая Ромадина «На родине Сергея Есенина» и Виктора Попкова «Ветлы в Боровске». Эти пейзажи представлены в разделе «В природе ничего не меняется».

Заключительный раздел выставки – «В области вечного льда» — самый необычный во всей экспозиции. Он полностью посвящен творчеству мало известного широкой публике художника конца XIX – первой трети ХХ века Александра Алексеевича Борисова – первого живописца Арктики, писателя, исследователя полярных земель. В те времена экспедиция на край света была равносильна подвигу, тем более для художника. Краска так замерзала, что ее сложно было нанести на холст, и даже скипидар покрывался белыми шариками. Огромное полотно (201х356) «В области вечного льда (Лето)» (1897) было написано Борисовым после путешествия по Крайнему Северу на основе натурных этюдов и эскизов. Сам П.М.Третьяков купил у автора эту картину и 24 эскиза к ней, часть из которых также представлены на выставке.

Картина экспонируется впервые с 1934 года. Она была специально отреставрирована специалистами Третьяковской галереи для экспозиции.

В Минкультуры РФ рассчитывают, что до конца года выставку посетят десятки тысяч человек, заметил глава департамента музеев министерства Владислав Кононов. Первая арт-выставка в "Зарядье" – это один из многочисленных примеров успешного сотрудничества Министерства культуры и правительства города Москвы. Отныне комплекс "Зарядье", включает в себя не только парковую часть, не только парящий мост, не только рестораны и аттракционы, но и выставочное пространство. И это большое событие для города.

По материалам СМИ


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.