Из частных собраний

Экспозиция «Мужское/Женское», состоящая из коллекций частных музеев и коллекционеров, поистине удивительна. Нигде больше вы не найдете таких экспонатов. Посетителей приглашают заглянуть в мир людей, увлеченных коллекционированием самых разных вещей – от редких книг, гравюр, старинных монет, до наперстков, туалетных принадлежностей прошлого, и постараться понять феномен собирательства с точки зрения… женской и мужской.
Соучредитель инвестиционного клуба «Актив Инвест» Климентий Целовальников собирает редкие книги – с 60 уникальными изданиями Петербургского философского общества Aсademia, существовавшего в 1922-1937 годы, можно ознакомиться только на этой выставке. Среди них произведения Проспера Мериме, иллюстрированные мастером гравюры и книжной графики Владимиром Фаворским, издания Александра Дюма, – самые дорогие из тех, которые были выпущены после 1917 года, сочинения Толстого, Пушкина, Блока и Гете.
Музей имени В. Ю. Орлова из Ярославля привез коллекционное блюдо знаменитой фабрики М. С. Кузнецова с изображением парфюмера Генриха Брокара, основателя фирмы, ныне известной как «Новая заря».
Именно там к празднованию трехсотлетия дома Романовых был создан аромат «Любимый букет Императрицы», который до сих пор выпускается под названием «Красная Москва». Также представлены кабинетные портретные фото конца XIX-начала XX вв.
Фарфоровые изделия присутствуют и в коллекции художницы Ларисы Клюевой из Королева. Всего у нее их около 800. Для выставки она выбрала необычное фарфоровое блюдо, выпущенное в конце XIX века на заводе Ф. Гарднера, и кабинетные портретные фото конца XIX-начала XX веков.
Москвич Михаил Иванов, который собирает магнитные карманные компасы, отобрал для экспозиции 70 приборов. Самый старинный из них изготовлен в Российской империи в XVIII веке, а самый редкий – по заказу Павла Буре в Швейцарии в 1917 году. Он заключен в часовой корпус.
Экспозицию компасов дополняют землемерные и чертежные инструменты конца XIX-начала ХХ века из московского музея «Дедушкин чердак». Один из таких инструментов – нивелир середины 1920-х годов – украшает панно под потолком в одном из залов Дома музеев. Коллекцию собрал Сергей Учувадов. В ней и пачки сигарет, и папирос, и газеты, в которых рекламировались табачные изделия, и монеты, на которые они приобретались. Так, папиросы «Ева» выставлены вместе с газетой «Петербургский листок» от 12 сентября 1912 года, где по соседству с рекламой табака размещен текст манифеста Николая II, приуроченного к 100-летию Бородинского сражения.
Есть на выставке и кое-что, особо приятное женскому взору – куклы театральной художницы Юлии Вишневской. 14 барышень конца XIX-начала XX столетий из Германии, Франции и России прибыли на выставку из Музея уникальных кукол на Покровке.
Самые редкие из фарфоровых кукол изготовлены на фабрике «Фингергут и Шраер» – первой российской фабрике кукол, основанной в 1887 году. Не оставляют равнодушными представительниц прекрасного пола и утки на колесах американской фирмы Fisher Price из коллекции Егора Филиппова.
Большой интерес вызывает уникальная коллекция печатных машинок Максима Суравегина, в ней более 1100 самых разных, самых невероятных пишущих устройств. Одно из них – Olivetti Valentine, разработанное Этторе Соттсассом и Перри А. Кингом в 1969 году, считается не просто иконой итальянского дизайна, но и символом своего времени.
А настоящим украшением выставки стали живописные полотна признанного мастера, продолжателя идей ВХУТЕМАСа, педагога Анатолия Бугакова, представленные художницей и коллекционером Людмилой Чарской.
В общем, есть на что посмотреть.