Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 ноября 2022
Идут старинные часы…

Идут старинные часы…

Уникальная выставка «Часы и музыкальные механизмы из собрания Эрмитажа» проходит в Санкт Петербурге
Подготовила Мария Максимова
26.10.2022
Идут старинные часы…

Механические часы в Европе были изобретены в XIII веке, изначально для размещения на башнях. Минутная стрелка появилась только через три столетия. В XVI-XIX веках, когда механика стала делать большие успехи, часы постоянно усложнялись, становились всё более точными. Появлялись механизмы с новыми функциями, всё более разнообразными становились формы и размеры часов.

Часовое искусство – особая сфера творчества совместной работы механиков-часовщиков и мастеров художественного ремесла: ювелиров, эмальеров и бронзовщиков, скульпторов и мебельщиков.

В экспозиции представлено около полусотни часовых шедевров XVI-XIX веков. Она показывает различные этапы развития часового и механического искусства в России и Европе, а также эволюцию наших представлений о предназначении часов и их художественном оформлении.

На выставке можно видеть музыкальные шкатулки, солнечные и механические часы, сложные астрономические.

Необычно и место проведения выставки – реставрационно-хранительский центр Эрмитажа «Старая Деревня». «Это инновационная среда, – объясняет директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. – Одна из самых молодых лабораторий, но увенчанная уже государственной премией, представляет результаты своей ювелирной работы, открытое фондохранилище». Особый способ показа погружает посетителя в тайные глубины музейной жизни, где реставраторы и хранители творят настоящие чудеса.

Самое раннее произведение часового искусства, представленное на выставке, – немецкие настольные часы XVI века в виде архитектурного сооружения, исполненные Гансом Грюбером. В корпусе помимо обычных механических часов скрыты еще и солнечные. В это время в Германии, особенно на юге – в Нюрнберге и Аугсбурге, – развиваются основные центры по производству настольных портативных часов. Настольные часы в виде распятия, получили широкое распространение в Германии с начала XVII века: стрелка неподвижно закреплялась на корпусе, а в движение приходил сам циферблат, указывая точное время.

Особое внимание посетителей привлекают большие напольные часы наборного дерева, выполненные мастером из Амстердама Адрианом ван Тюренбоутом в первой половине XVIII века. На циферблате, помимо часовой, минутной и секундной стрелок, мастер расположил два календаря. Первый – обычный, показывающий месяц, число и день недели. Второй – лунный – предназначен для демонстрации фаз Луны и чисел лунного календаря. Под циферблатом часовщик поместил живописную сцену на тему «Персей и Андромеда». Многие детали (например, кораблики или волны моря) этой живописной сцены находятся в непрерывном движении во время хода часов.

Во второй половине XVIII века французский мастер Луи Пуаре выполнил часы для итальянского заказчика (об этом свидетельствуют надписи на итальянском языке). Большую часть корпуса с передней стороны занимает циферблат: на нем отображаются не только время, дни недели, месяцы, времена года, но и знаки зодиака, фазы Луны с лунным календарем, время восхода и захода Солнца.

На выставке полно и подробно представлено также часовое искусство российских мастеров. В конце XVIII века в Петербургской академии художеств открылись часовые классы.

Работы российских мастеров отличались большой оригинальностью. Так, сферические солнечные часы работы мастеров Инструментальной палаты Санкт-Петербургской Академии наук Исаака Брукнера и Петра Осиповича Голынина - настоящий шедевр, преподнесенный императрице Анне Иоанновне в 1735 году.

«Старались, конечно, механики свою индивидуальность проявить, в компоновке. Компоновка у механизмов не очень привычная: она не стандартно копирует европейские механизмы, поэтому, безусловно, видно, что российские мастера были здесь вполне самостоятельными», – рассказал старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Григорий Ястребинский.

С именем другой российской императрицы связаны настольные часы красного дерева, выполненные в 1792 году в знаменитой английской фирме «Гравел и Толкиен». На корпусе часов выгравирована надпись: «By a Special Command of Her Majesty Catherine II empress of Russia» – «По специальному заказу Её Величества Екатерины II, императрицы России».

Специально для русского пользователя есть пояснительная табличка: «Если маятник остановится должно за пружину дернуть». Внутри часов мастера расположили орган, который мог проигрывать разнообразные музыкальные мелодии: их названия были отражены на циферблате.

Образцом высокоточного часового производства в Петербурге в 1850-е годы служат представленные на выставке стенные часы-«регулятор», изготовленные в мастерской Бернгарда Флориана. Такие часы использовались в астрономических обсерваториях и для других научных исследований. Эти «эталонные» часы с механизмом исключительной точности изготовления имели длительность завода до одного года. Подобный «регулятор», изготовленный в мастерской Бернгарда Флориана, был установлен в Зимнем дворце.

В 2022 году в России широко празднуется 350-летие со дня рождения Петра Великого. На выставке представлены двое посвящённых ему каминных часов. Бронзовые – «Медный Всадник» – являются вольным повторением знаменитого памятника работы Этьена Мориса Фальконе. Часы были выполнены известным русским бронзовщиком Иваном Дипнером в 1830-е годы.

При их создании часовщик немного изменил пропорции модели Фальконе, подчиняясь особым законам искусства художественной бронзы. Вероятно, модель этих часов была специально разработана для демонстрации на Московской промышленной выставке. В 1836 году они были преподнесены Дипнером императору Николаю I. Их разместили в одном из залов Императорского Эрмитажа, а уже через год перенесли в Зимний дворец, в учебные комнаты цесаревича Александра Николаевича – будущего императора Александра II.

Одним из самых сложных механизмов для реставраторов стали японские вертикальные часы XIX века с иероглифами зодиакальных животных – разбираться с их устройством пришлось практически с нуля. Механические часы завезены в Японию в XVI веке. Первые японские часы были их имитацией, но впоследствии их приспособили к японской системе исчисления времени: сутки имели 6 дневных и 6 ночных интервалов, отсчет дневных часов начинался с рассвета, ночных – с заката. Часы отбивали от 9 до 4 ударов (первые три удара не обозначали время, но служили сигналом к началу молитвы). На рассвете и закате часы били шесть раз. Каждому часу соответствовало одно из животных восточного зодиака: крыса – полуночи, кролик – рассвету, лошадь – полудню, а петух – закату. Такая система исчисления времени сохранялась в Японии до 1873 года, когда страна перешла на западную систему исчисления времени и григорианский календарь.

Выставка – результат совместной работы научных сотрудников и реставраторов музея. В Эрмитаже уже почти 30 лет существует Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов. За несколько десятилетий её сотрудники отреставрировали более 500 экспонатов.

Выставка в Эрмитаже завершит свою работу под бой курантов – окунуться в историю часового дела можно будет до 31 декабря.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
16.11.2022
Валерий Панов
За девять месяцев этого года из страны вывезены за рубеж рекордные 63,1 млрд долларов.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.