Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Идут старинные часы…

Идут старинные часы…

Уникальная выставка «Часы и музыкальные механизмы из собрания Эрмитажа» проходит в Санкт Петербурге
Подготовила Мария Максимова
26.10.2022
Идут старинные часы…

Механические часы в Европе были изобретены в XIII веке, изначально для размещения на башнях. Минутная стрелка появилась только через три столетия. В XVI-XIX веках, когда механика стала делать большие успехи, часы постоянно усложнялись, становились всё более точными. Появлялись механизмы с новыми функциями, всё более разнообразными становились формы и размеры часов.

Часовое искусство – особая сфера творчества совместной работы механиков-часовщиков и мастеров художественного ремесла: ювелиров, эмальеров и бронзовщиков, скульпторов и мебельщиков.

В экспозиции представлено около полусотни часовых шедевров XVI-XIX веков. Она показывает различные этапы развития часового и механического искусства в России и Европе, а также эволюцию наших представлений о предназначении часов и их художественном оформлении.

На выставке можно видеть музыкальные шкатулки, солнечные и механические часы, сложные астрономические.

Необычно и место проведения выставки – реставрационно-хранительский центр Эрмитажа «Старая Деревня». «Это инновационная среда, – объясняет директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. – Одна из самых молодых лабораторий, но увенчанная уже государственной премией, представляет результаты своей ювелирной работы, открытое фондохранилище». Особый способ показа погружает посетителя в тайные глубины музейной жизни, где реставраторы и хранители творят настоящие чудеса.

Самое раннее произведение часового искусства, представленное на выставке, – немецкие настольные часы XVI века в виде архитектурного сооружения, исполненные Гансом Грюбером. В корпусе помимо обычных механических часов скрыты еще и солнечные. В это время в Германии, особенно на юге – в Нюрнберге и Аугсбурге, – развиваются основные центры по производству настольных портативных часов. Настольные часы в виде распятия, получили широкое распространение в Германии с начала XVII века: стрелка неподвижно закреплялась на корпусе, а в движение приходил сам циферблат, указывая точное время.

Особое внимание посетителей привлекают большие напольные часы наборного дерева, выполненные мастером из Амстердама Адрианом ван Тюренбоутом в первой половине XVIII века. На циферблате, помимо часовой, минутной и секундной стрелок, мастер расположил два календаря. Первый – обычный, показывающий месяц, число и день недели. Второй – лунный – предназначен для демонстрации фаз Луны и чисел лунного календаря. Под циферблатом часовщик поместил живописную сцену на тему «Персей и Андромеда». Многие детали (например, кораблики или волны моря) этой живописной сцены находятся в непрерывном движении во время хода часов.

Во второй половине XVIII века французский мастер Луи Пуаре выполнил часы для итальянского заказчика (об этом свидетельствуют надписи на итальянском языке). Большую часть корпуса с передней стороны занимает циферблат: на нем отображаются не только время, дни недели, месяцы, времена года, но и знаки зодиака, фазы Луны с лунным календарем, время восхода и захода Солнца.

На выставке полно и подробно представлено также часовое искусство российских мастеров. В конце XVIII века в Петербургской академии художеств открылись часовые классы.

Работы российских мастеров отличались большой оригинальностью. Так, сферические солнечные часы работы мастеров Инструментальной палаты Санкт-Петербургской Академии наук Исаака Брукнера и Петра Осиповича Голынина - настоящий шедевр, преподнесенный императрице Анне Иоанновне в 1735 году.

«Старались, конечно, механики свою индивидуальность проявить, в компоновке. Компоновка у механизмов не очень привычная: она не стандартно копирует европейские механизмы, поэтому, безусловно, видно, что российские мастера были здесь вполне самостоятельными», – рассказал старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Григорий Ястребинский.

С именем другой российской императрицы связаны настольные часы красного дерева, выполненные в 1792 году в знаменитой английской фирме «Гравел и Толкиен». На корпусе часов выгравирована надпись: «By a Special Command of Her Majesty Catherine II empress of Russia» – «По специальному заказу Её Величества Екатерины II, императрицы России».

Специально для русского пользователя есть пояснительная табличка: «Если маятник остановится должно за пружину дернуть». Внутри часов мастера расположили орган, который мог проигрывать разнообразные музыкальные мелодии: их названия были отражены на циферблате.

Образцом высокоточного часового производства в Петербурге в 1850-е годы служат представленные на выставке стенные часы-«регулятор», изготовленные в мастерской Бернгарда Флориана. Такие часы использовались в астрономических обсерваториях и для других научных исследований. Эти «эталонные» часы с механизмом исключительной точности изготовления имели длительность завода до одного года. Подобный «регулятор», изготовленный в мастерской Бернгарда Флориана, был установлен в Зимнем дворце.

В 2022 году в России широко празднуется 350-летие со дня рождения Петра Великого. На выставке представлены двое посвящённых ему каминных часов. Бронзовые – «Медный Всадник» – являются вольным повторением знаменитого памятника работы Этьена Мориса Фальконе. Часы были выполнены известным русским бронзовщиком Иваном Дипнером в 1830-е годы.

При их создании часовщик немного изменил пропорции модели Фальконе, подчиняясь особым законам искусства художественной бронзы. Вероятно, модель этих часов была специально разработана для демонстрации на Московской промышленной выставке. В 1836 году они были преподнесены Дипнером императору Николаю I. Их разместили в одном из залов Императорского Эрмитажа, а уже через год перенесли в Зимний дворец, в учебные комнаты цесаревича Александра Николаевича – будущего императора Александра II.

Одним из самых сложных механизмов для реставраторов стали японские вертикальные часы XIX века с иероглифами зодиакальных животных – разбираться с их устройством пришлось практически с нуля. Механические часы завезены в Японию в XVI веке. Первые японские часы были их имитацией, но впоследствии их приспособили к японской системе исчисления времени: сутки имели 6 дневных и 6 ночных интервалов, отсчет дневных часов начинался с рассвета, ночных – с заката. Часы отбивали от 9 до 4 ударов (первые три удара не обозначали время, но служили сигналом к началу молитвы). На рассвете и закате часы били шесть раз. Каждому часу соответствовало одно из животных восточного зодиака: крыса – полуночи, кролик – рассвету, лошадь – полудню, а петух – закату. Такая система исчисления времени сохранялась в Японии до 1873 года, когда страна перешла на западную систему исчисления времени и григорианский календарь.

Выставка – результат совместной работы научных сотрудников и реставраторов музея. В Эрмитаже уже почти 30 лет существует Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов. За несколько десятилетий её сотрудники отреставрировали более 500 экспонатов.

Выставка в Эрмитаже завершит свою работу под бой курантов – окунуться в историю часового дела можно будет до 31 декабря.


По материалам СМИ


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.