Идеальный самодержец

В экспозиции «Николай I. Идеальный самодержец» представлено более 260 предметов, в том числе личные вещи Николая I и его семьи из собрания Государственного архива РФ, Музеев Московского Кремля, музея «Новый Иерусалим», Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, музея-заповедника «Бородинское поле», музея-заповедника «Петергоф», Российского института истории искусств, Российской государственной библиотеки, а также из частной коллекции А.Г. Егорова.
Особый интерес представляет коллекция военной униформы. Известно, что сам император любил говорить: «Я простой военный сапер». Он практически всегда носил мундир и вообще, по меркам царского двора, вел аскетический образ жизни.
В залах музея представлены портреты венценосных особ, а также основных сподвижников Николая I: А.Х. Бенкендорфа, С.С. Уварова, М.М. Сперанского, И.Ф. Паскевича. Николай I любил живопись, покровительствовал высоким искусствам и сам неплохо рисовал. Так, на выставке можно видеть автопортрет Николая I и картину его любимого художника баталиста А.И. Ладюрнера «Приход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года». Основой для неё стал карандашный набросок, выполненный главным участником тех событий — самим императором.
Стараясь быть идеальным монархом и считая стабильность высшим благом для подданных, Николай I правил жёстко, рассудительно и вдохновенно. «Николаевская эпоха» стала золотым веком русской культуры, науки, временем небывалых успехов в промышленности, торговле и экономике.
Николай I объявил «крестовый поход» против взяточничества и коррупции, прямо давая понять чиновникам, что знает «не только их дела, но и их проделки». Николай Павлович искренне верил, что можно сохранить следование национальным традициям в обществе и государстве, без революционных потрясений справиться с вызовами времени.
Однако мятеж декабристов и трагические события на Сенатской площади задали тон всему правлению Николая I: «Я вступил на престол, начав с пролития крови моих подданных. Но смиряюсь перед Богом и прошу Всевышнего: да отвратит от меня и государства навсегда подобные гибельные происшествия».
Этим определяется двойственность николаевской эпохи, в которой консервативные черты сочетаются с реформаторской политикой, оказавшей влияние на модернизацию России. Так, одним из символов николаевского правления стало появление в России железных дорог. Николай Павлович, великолепный инженер по образованию, лично контролировал железнодорожное строительство в стране, понимая сколь важно развивать транспортное сообщение внутри огромной державы.
Зимой 1842 года был подписан царский указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург - Москва протяженностью 650 км. Известно, что при строительстве дороги по личному распоряжению императора была выбрана ширина колеи в 1524 миллиметра — больше европейской на 89 миллиметров, чтобы ей не мог воспользоваться неприятель. Ровно через сто лет ширина «русской колеи» сильно затруднила снабжение немецко-фашистских войск, рвавшихся к Москве.
«Исторический музей, продолжая серию выставок, посвященную российским правителям, впервые за долгое время обращается к противоречивому образу Николая I и до конца не оцененному современниками и исследователями периоду его правления. На выставке можно познакомиться с уникальным документальным и изобразительным наследием великого князя Николая Павловича; предметами, связанными с его детством и юностью, женитьбой и служебной деятельностью до воцарения; редчайшими документами и нумизматическими памятниками, воссоздающими историю междуцарствия», — сказал на открытии генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин.
Выставка продлится по 22 июня 2026 года.
Фото предоставлено ГИМ