И открылись Небеса…

В этом году крупнейший в России реставрационный центр, основанный после революции по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, отмечает свой 100-летний юбилей. Экспозиция посвящена этой славной дате.
Выставка стала итогом трудоемкой многолетней работы мастерских Центра и его филиалов в Архангельске, Вологде и Костроме. Посетители могут увидеть более 70 экспонатов из фондов 40 музеев страны, отреставрированные в Центре Грабаря, множество раритетов впервые покинули запасники.
На выставке также представлена живопись и графика Михаила Врубеля, Василия Верещагина, Николая Фешина, Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, скульптура Сергея Коненкова…
Из подробных описаний к каждому экспонату гости могут узнать историю их создания и реставрации. А благодаря использованию современных технологий, таких как «элементы дополнительной реальности», можно сравнить облик экспонатов до и после реставрации.
На протяжении века сотрудники Центра формировали и бережно сохраняли музейный фонд, способствовали созданию реставрационных мастерских в большинстве крупнейших музеев России, и фактически стали основоположниками ключевых направлений научной реставрации.
На втором этаже Центра представлено светское искусство: предметы декоративно-прикладного искусства, произведения живописи, графические листы. На третьем – произведения сакрального искусства: иконы, металл, предметы культа. Экспозиция представляет работу 13 направлений реставрационной деятельности Центра, а также знакомит посетителей с научно-исследовательскими отделами. Важно, что тематические экскурсии по выставке проводят сами реставраторы, они рассказывают о специфике процесса восстановления реликвий.
Старинные картины, иконы, витражи, мебель, манускрипты… Всё это вернули к жизни мастера Центра.
Самый внушительный экспонат на выставке – расписные «Небеса» конца XVIII века из Тихвинской часовни Кенозерского национального парка. Этот тип потолочного покрытия – особенность деревянных храмов Русского Севера. Такие расписные плафоны украшали деревянные храмы на Севере России. В советское время часовню перестроили под магазин, а роспись закрасили. Чтобы снова можно было увидеть необыкновенную живопись, работу проделали колоссальную – укрепляли, «лечили» древесину, удаляли загрязнения, тонировали. И «Небеса» открылись.
А самый древний экспонат на выставке – «Мешок шамана». Во время раскопок святилища в Анадыре рядом с ним обнаружили и лапку нерпы, и медвежий коготь – их, кстати, тоже восстановили. Сам мешок больше напоминал окаменелый, спрессованный комок. Два года понадобилось, чтобы вернуть ему форму.
Реставраторы часто совершают невозможное. Для особых случаев создан даже специальный отдел нетрадиционных технологий. В нём, например, было восстановлено панно из знаменитого грота усадьбы «Кусково», фигура оленя на котором выполнена из ракушек, аналогов им сегодня не найти. Работали по уникальной авторской технологии.
За сто лет работы Центра – тысячи спасенных шедевров, не только из российских музеев, но и из зарубежных галерей: Уффици, Дрезденской галереи, музеев Венгрии, Польши, Румынии. И когда одни экспонаты возвращаются, чтобы вновь украсить экспозиции, в руках мастеров уже оживают другие…
В рамках экспозиции проводятся мастер-классы, проходят экскурсии, в том числе в мастерские.